Митрополит Иларион призывает учитывать опыт взаимоотношений с государством, накопленный Русской Зарубежной Церковью

Выступая на пленарном заседании во второй день проведения Архиерейского собора, Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион остановился на том опыте зарубежной церковной жизни, который «мог бы быть с пользой применен в России».

Наиболее ценный опыт подобного рода, по мнению Владыки Илариона, накоплен в области взаимоотношений со светскими властями. «За 90 лет отдельного существования нашей Церкви нам пришлось волей-неволей учиться сосуществовать и взаимодействовать с самыми разными государственными структурами», — подчеркнул митрополит Иларион, сославшись на непростые исторические ситуации, требовавшие особой гибкости со стороны Зарубежной Церкви: в 1920-1930-е годы в условиях тоталитаризма, в западных демократических обществах, в иноконфессиональных государствах Востока. «В некоторых странах Зарубежная Церковь пользовалась полной свободой при демократическом строе, между тем как в других ей приходилось находить возможность окормлять свою паству в условиях той или иной диктатуры», — напомнил Первоиерарх русского зарубежья.

Сходное разнообразие условий, по мнению митрополита Илариона, можно наблюдать ныне в разных концах бывшей Российской империи. «В странах, где Церковь действует в обществе, которое ориентируется на западноевропейские нормы демократического строя, но с правилами такого общества по-настоящему еще не свыклось, опыт Зарубежной Церкви, научившейся в течение прошедшего столетия существовать в условиях правового общества, мог бы пригодиться», — полагает владыка.

Докладчик высказал принципиальную убежденность в том, что «главным принципом действия Церкви в демократическом обществе представляется достижение или сохранение максимальной свободы от вмешательства государства в ее жизнь». Функция государства должна заключаться прежде всего в том, чтобы «установить или сохранить необходимые условия для свободного существования Церкви».

«Во все века существовал особый соблазн для государственной власти: пытаться влиять на Церковь в своих, не всегда благовидных, интересах. Пережив разные тоталитарные системы, наша Церковь должна осознать необходимость отстаивать свою богодарованную свободу при любом режиме, осознать необходимость быть выше переменчивых политических обстоятельств», — заключил митрополит Иларион.

Особое внимание владыка уделил развенчанию ложных трактовок такого важного историко-богословского понятия, как симфония между Церковью и государством: «…само понятие это, введенное и теоретически разработанное благочестивыми византийскими императорами, во-первых, подразумевало симфонию (т. е. созвучие, согласие) православного самодержца (а не любой власти) и православного патриарха, а во-вторых… оно так и осталось невоплощенным в реальности идеалом. И история Византии, и история России свидетельствуют о том, что нередко вместо чаемой симфонии получалась, увы, душепагубная какофония. Не следует забывать, что государство и Церковь Христова вовсе не равноправные «партнеры», поскольку не равноправны временное и вечное, земное и небесное».

Среди позитивных достижений Зарубежной Церкви во взаимоотношениях с государством митрополит Иларион назвал предоставление Русской Православной Церкви Заграницей статуса юридического лица, освобождение священнослужителей от воинской повинности и учитывание православных праздников в светском календаре выходных дней во многих странах мира.

К сожалению, в России и ближнем зарубежье Церковь не всегда обладает аналогичными правами, констатировал митрополит Иларион, призвав к учету самого разнообразного опыта Русской Православной Церкви Заграницей в практике выстраивания отношений с государством и обществом.

Смотрите также