Print This Post

1 декабря 2017 года в Зале церковных соборов кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве продолжил работу Освященный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви. Перед началом заседания председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион ответил на вопросы журналистов «Первого канала» и телеканала «Россия -1».

— Владыка, как расценивает Русская Православная Церковь письменное обращение бывшего митрополита Киевского и всея Украины Филарета к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу и епископату Русской Православной Церкви?  Преодолен ли раскол?

— Бывший глава Украинской митрополии Русской Православной Церкви в своем письме призывает к тому, чтобы наш Архиерейский Собор сделал шаги по восстановлению церковного единства. «Прошу прощения во всем, чем согрешил словом, делом и всеми моими чувствами, и так же от сердца искренне прощаю всем», –  это буквальная формулировка из его письма. Письмо было зачитано на Архиерейском Соборе, и в духе евангельского учения о прощении, о том, что всегда нужно давать возможность для диалога, открывать двери для переговоров, Архиерейский Собор Русской Православной Церкви принял определение, в соответствии с которым создана комиссия для переговоров со структурой, возглавляемой бывшим митрополитом Филаретом.

Конечно, некоторые новостные агентства не совсем верно передали суть этого письма, что уже вызвало определенное непонимание в Украине. В частности, агентство «Интерфакс» некорректно подало информацию, сказав, что якобы Филарет просил Патриарха Кирилла о помиловании. Понятие «помилование» в каноническом лексиконе Православной Церкви вообще не существует. Думаю, если мы заинтересованы в том, чтобы этот диалог начался, мы должны, конечно, быть очень осторожны в подаче материала. Подача материала не должна быть провокационной.

— Можно ли считать, что бывший митрополит Филарет сделал первый шаг  к восстановлению единства канонической Церкви на Украине? Какие гипотетические условия для воссоединения были бы возможны? Что необходимо сделать для преодоления раскола?

— Мы не можем сейчас говорить ни о каких условиях. Если мы начнем выдвигать условия до начала переговоров, то сами переговоры никогда не начнутся. Думаю, что все условия могут быть выставлены с обеих сторон в ходе переговоров, а дальше надо смотреть, как пойдут эти переговоры. Но хотел бы подчеркнуть, что действительно бывший митрополит Филарет сделал шаг к восстановлению единства канонической Церкви на Украине. Это была его инициатива, вопреки некоторым заявлениям, которые сейчас звучат из Киева, что якобы Москва инициировала этот процесс. Мы ничего не инициировали. Инициатива исходила от него. Письмо было передано его посланцами и реакция Архиерейского Собора на это письмо была положительной.

— Сам факт, что обращение было написано на простой бумаге, не на бланке, и  бывший митрополит Филарет представился как собрат – это важный момент?

— Это важный момент.

— Вы возглавляете специальную комиссию для ведения дальнейших переговоров с отделившимися от церковного общения.  Какие задачи перед этой комиссией стоят?

— Думаю, мы должны подождать решения киевской стороны относительно того, будет ли с их стороны назначена комиссия. Если она будет назначена, тогда договоримся о месте и времени проведения переговоров.

Служба коммуникации ОВЦС