Print This Post

На торжественной заседании Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2 декабря 2017 года прозвучало выступление Блаженнейшего Митрополита Чешских земель и Словакии Ростислава.

Ваше Святейшество Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл,

Ваши Святейшества и Блаженства,

досточтимые Владыки – участники архиерейского Собора Русской Православной Церкви!

Примите сердечные поздравления от Православной Церкви Чешских земель и Словакии с празднуемым ныне 100-летием восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви.

Прежде всего благодарю Святейшего Патриарха Кирилла за приглашение и предоставленную возможность вновь посетить пределы Русской Православной Церкви и ее первопрестольный град Москву, а также принять участие в заключительном дне Архиерейского Собора.

Обращаясь к истории, мы видим, как стремительно меняется Европа в начале XX столетия. С одной стороны, невиданный рост экономики, прирост населения, технический прогресс, развитие мысли, появление нового стиля в искусстве и архитектуре, а с другой – духовный кризис, антиклерикальные настроения, откровенное безбожие и нечистоплотные политические амбиции. На фоне тяжелого исторического перелома в октябре 1917 года состоялся Поместный Собор Российской Православной Церкви, на котором было принято решение о восстановлении в Русской Церкви Патриаршества. И уже в ноябре митрополит Московский и Коломенский Тихон был избран Патриархом Московским и Всероссийским. Это важнейшее событие имело значение не только для Русской Православной Церкви, но и для всего Вселенского Православия, в том числе и для нашей Поместной Церкви.

На историю развития Православной Церкви Чешских земель и Словакии, начала которой связаны с равноапостольными трудами святых братьев Кирилла и Мефодия на землях Великой Моравии, в течение многих столетий влияли культура и религиозные движения разных народов. Земли Великой Моравии – теперешние Чехия и Словакия – всегда были мостом между Востоком и Западом, Севером и Югом. В начале XX века возникшее мощное движение объединения балканских славян, в результате которого в 1918 году образовалось Королевство Югославия и которое в 1920 году привело к торжественному провозглашению восстановления Сербской Патриархии, для истории нашей Поместной Церкви оказалось вторым по важности событием после восстановления Патриаршества в России.

Вплоть до Второй мировой войны на территории Чехословакии существовали православные приходы, подчинявшиеся разным юрисдикциям. В 1921 году Патриарх Сербский Димитрий хиротонисал будущего священномученика Горазда Павлика во епископа Чешского и Моравско-Силезского, и с этого момента начинается объединение наших православных приходов, к которым во множестве присоединялись также бывшие старокатолики и гуситы. Хлынувшая в Европу после государственного переворота в России эмиграция создала подходящую почву, которая во многом определила вектор дальнейшего развития церковной жизни в Чехии и Словакии. В церковной памяти навсегда останутся такие деятели русской эмиграции, как архиепископ Сергий (Королев), архимандрит Исаакий (Виноградов), протоиерей Михаил Васнецов, архимандрит Андрей (Коломацкий) и многие другие. Прославленный монастырь преподобного Иова Почаевского в Ладомировой стал духовным прибежищем не только для клира и мирян Русской Церкви в изгнании, но и основой для становления нашей Поместной Церкви. В 1929 году были основаны две епархии: Чешская с центром в Праге и Мукачевско-Прешовская с центром в Мукачеве.

После кончины Патриарха Тихона взаимодействие Православных Церквей было затруднено. Оказались пророческими сказанные однажды священномучеником Гораздом слова: «Всё говорит за то, что наше будущее будет тесным образом соединено с Востоком… В тело Руси… вложена закваска такой веры, которая по глубине и открытой прямоте русского характера может дать чудесные цветы новой духовной жизни». Они были сказаны во время великого богоборчества и гонений на Русскую Православную Церковь. Но вспоминая слова Христа о том, что «врата ада не одолеют» Его Церковь, образ Патриарха Тихона, как и последующих святителей Русской Церкви, не только для священномученика Горазда, но для всей полноты нашей Поместной Церкви стал знаменем победы силы Христовой над силами тьмы века сего.

Сегодня, вспоминая произошедшие события столетней давности, мы явным образом видим промысел Божий в восстановлении Патриаршества на Руси. Именно Патриарх стал духовным маяком, указующим правильный ориентир во время политического хаоса, всеобщей разрухи и духовного обнищания. И невзирая на все тяжести, перенесенные русским народом, Православная Церковь на Руси сумела не только выстоять и возродиться, пройдя горнило страшных гонений, издевательств и унижений, но и помогать братским Поместным Православным Церквам на их историческом пути, в том числе и нашей многострадальной Церкви Чешских земель и Словакии.

Некогда бывшее уничижение Русской Церкви сегодня стало ее славой.  Оправдались слова святого апостол Петра: «Ибо что за похвала, если вы терпите, когда вас бьют за проступки? Но если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу. Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его. Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его. Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному» (1 Пет 2, 20-23). «Единому Премудрому Богу, Спасителю нашему чрез Иисуса Христа Господа нашего, слава и величие, сила и власть прежде всех веков, ныне и во все веки. Аминь» (Иуд. 1, 25).