Print This Post

С приветственным словом на заседании Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2 декабря 2017 года выступил Предстоятель Албанской Православной Церкви Блаженнейший Архиепископ Тиранский и всей Албании Анастасий. 

С особой радостью мы принимаем участие в торжествах по случаю столетия Поместного Собора Русской Православной Церкви и восстановления Патриаршества. В прошлом веке с 1944 по 1967 год и Албанская Церковь испытывала притеснения в результате коммунистических гонений. А в период с 1967 и вплоть до 1991 года, согласно атеистической Конституции этой страны, наша Церковь была распята и погребена. Но, наконец, с 1992 года и последующие двадцать пять лет она живет и процветает в свете Воскресения.

Сейчас, когда я обращаюсь к уважаемому епископату Русской Православной Церкви, мое сердце исполняется волнением, славословием и надеждой. Еще в юношеском возрасте я с восхищением наблюдал за героизмом православных клириков и мирян, явленным в продолжение безжалостного атеистического гонения в Советском Союзе. Позднее, уже будучи богословом-мирянином, когда я начал осознавать долг и нашего поколения, состоявший в том, чтобы выполнить последнее повеление Христа: «Шедше, научите вся языки» (Мф. 28, 19), я с умилением читал о жизни и деятельности святых русских миссионеров: Иннокентия (Вениаминова), Николая (Касаткина) и Патриарха Тихона.

Мы прославляем Бога, воздвигшего в Православной Церкви таких светлых вождей, равно как и многие мириады клириков и мирян, которые во время этой «долгой ночи» гонений, как предсказывал Патриарх Тихон, остались непреклонными в вере, «при многих скорбях с радостью Духа Святаго» (1 Фес. 1, 6). В очередной раз подтвердились слова святителя Иоанна Златоуста: «Таково величие Церкви: когда нападают на нее, она побеждает; когда злоумышляют против нее, она преодолевает; притесняемая, она прославляется; получает раны – не изнемогает, среди ярости волн, не утопает… Она никогда не стареет, но всегда цветет» (свт. Иоанн Златоуст, Беседа, когда Евтропий, найденный вне церкви, был схвачен, и о садах и писаниях…).

Для того, чтобы Православная Церковь и в XXΙ веке продолжала процветать, необходимо, чтобы она:

  • сохраняла свой таинственный и сотериологический характер, свое самосознание того, что она есть «тело Христово», «полнота Наполняющего все во всем» (Еф. 1, 23);
  • на основании Священного Писания и отеческого предания поддерживала веру в своих членов, насаждая крестовоскресный образ мыслей с опорой на православную духовность;
  • укрепляла свое единство на поместном и вселенском уровне;
  • выполняла долг, состоящий в свидетельстве о Православии всему миру.

Церковь должна быть чувствительной к боли, к тому, что волнует современный мир, к воплю о справедливости и мире. Как бы ни заглушали наш голос шумы технической революции и наши личные слабости, призыв псалмопевца не теряет своей актуальности и сегодня: «Благовествуйте со дня на день спасение Его; возвещайте в народах славу Его, во всех племенах чудеса Его» (Пс. 95:2-3). Нашим долгом и в XXΙ веке остается повторная евангелизация в обмирщенных православных обществах и миссия «даже до конец земли». Большая часть православных служб завершается стихом: «Боже ущедри ны и благослови ны, просвети лице Твое на ны и помилуй ны». Но горячая мольба псаломопевца не заканчивается на слове «нас». Она продолжается такими словами: «позна́ти на земли́ путь Твой, во всех язы́цех спасе́ние Твое́. Да испове́дятся Тебе́ лю́дие, Бо́же, да испове́дятся Тебе́ лю́дие вси» (Пс. 66,2-4).

На заразные болезни коррупции, алчности и несправедливости, которые терзают обмирщенные капиталистические общества, а равно ярость и ненависть, которые нашли выход в ΧΧΙ веке во взрыве религиозных лозунгов, реакция православия должна быть такой: дать опыт жизни в любви со смиренномудрием и жертвенностью, как открыл нам ее Христос и воплотили в своей жизни миллионы святых разных эпох. Никакой иной социальный институт не может заменить в этой области Церковь. Глава ее – Христос, Который есть воплощенная любовь Божия. Церковь, которая не престает возвещать, что «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1 Ин. 4, 16).

Личность Патриарха Московского Тихона, о которой мы особенно размышляем в эти дни, напоминает православным об их всегдашнем долге. На первом этапе своей жизни он нес миссионерские труды по распространению Православия на Аляске, а позднее в российских епархиях. Наконец, став Предстоятелем Русской Церкви, подвизался ради единства в противостоянии разнообразным раскольническим устремлениям, скрепив свою любовь ко Христу печатью мученичества. Таким образом, святитель подлинным образом выполнил апостольский и пастырский долг, определенный Самим Иисусом Христом прежде Своего Вознесения: «Вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян. 1, 8). Святитель Тихон словом, делом и кровью пронес свое свидетельство и внутри, и вне страны.

А завершу я свое выступление одной символической картиной. Евангельские отрывки, читаемые нами каждый день, переносят нашу мысль в Палестину. Там есть два больших озера, у которых есть как общие черты, так и одна существенная разница. Первое из них, Геннисаретское, принимает в себя воды реки Иордан, которые текут потом на юг, даруя плодородие окрестным областям. Да и само оно исполнено жизни. И второе, Мертвое море, тоже принимает в себя воды Иордана, но удерживая их для себя. Вода там становится горькой, и нет в ней даже и следа жизни. Все мы (отдельные люди, семьи, христианские общины, народы и т.д.) получаем от Бога бо́льшие или меньшие дары. И вот одни из нас щедро с благодарностью предлагают их своим ближним, духовно оживотворяя все, что их окружает, в то время как другие удерживают их исключительно для себя, напоминая тем самым Мертвое море. Как известно, Господь наш Иисус Христос проповедовал Евангелие Царства Божия и совершил множество чудес в районе Геннисаретского озера. Оно символически указывает на роль Православия.

По случаю нынешних торжеств мы со смирением молитвенно желаем, чтобы постоянно вдохновляемая мириадами мучеников и святых, оживотворивших ее историю во втором тысячелетии, Святейшая Русская Церковь продолжала и в XXI веке являть людей, которые, глубоко переживая таинство Спасения, Креста и Воскресения, изливали бы в современный мир животворный свет Триипостасного Бога, истину, любовь и красоту Православия.