Print This Post

На торжественном заседании Архиерейского Собора  Русской Православной Церкви 2 декабря 2017 года прозвучало обращение Блаженнейшего Патриарха Румынского Даниила:

Мы находимся сегодня в Москве, чтобы вместе отметить столетие восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви.

Институт Патриаршества родился в Церкви первого тысячелетия, когда епископы некоторых важных городов христианской империи получили титул Патриарха. Этот титул напоминал о библейских патриархах Аврааме, Исааке и Иакове – отцах, духовных и политических лидерах еврейского народа, предшественниках Моисея (см. Исх. 3, 15).

В Православной Церкви титул Патриарха и статус Патриархата были учреждены в 451 году IV Вселенским Собором в Халкидоне. После этой даты конституции и имперские новеллы использовали наименование Патриархата для обозначения епископских кафедр Рима, Константинополя, Александрии, Антиохии и Иерусалима¹. В канонической традиции Церкви слово «Патриарх» было впервые использовано в текстах 2, 7 и 37 правил Трульского Собора (691-692)².

В Русской Православной Церкви институт Патриаршества учреждается в 1589 году, когда Константинопольский Патриарх Иеремия II приехал в Москву и возвысил митрополита Иова в достоинство Патриарха Московского и всея Руси. Однако в 1721 г. Патриаршество в России было упразднено царем Петром Великим (1672-1725), а Русская Православная Церковь начала управляться Святейшим Синодом, состоявшим из 12 членов (архиереи и священники), назначенных царем. Начиная с 1722 года, к этому Синоду был приставлен высокопоставленный чиновник (обер-прокурор), представлявший в Синоде самого царя. Эта новая форма управления Русской Православной Церковью противоречила православной канонической традиции. Де-факто, царь управлял Церковью почти 200 лет (1721-1917). Патриаршество и Патриаршее достоинство председателя Синода были восстановлены лишь в 1917 г., когда в Москве 28 октября Поместный Собор Русской Православной Церкви (564 участников: архиереи, священники и миряне) восстановил институт Патриаршества в Русской Православной Церкви, а 5 ноября 1917 г. митрополит Тихон был избран Патриархом Московским и Всероссийским.

Служение Патриарха Тихона Московского и Всероссийского началось в очень тяжелый период жизни русского народа: Россия была втянута в Первую мировую войну после того, как она объявила войну Германии, во внутреннем же отношении после отречения от престола царя Николая II страна сперва управлялась Временным правительством, а затем произошло большевистское восстание, началась гражданская война. Достоинство и ответственность Патриарха Московского и Всероссийского столкнулись тогда со многими страданиями из-за гонений на Церковь со стороны большевистского режима. Годы, которые последовали за восстановлением Патриаршества, стали годами тяжких испытаний для всей Русской Православной Церкви: тысячи священнослужителей и монашествующих были убиты, а тысячи храмов закрыты или разрушены до начала Второй мировой войны.

После завершения этой войны начались гонения на Церковь и в других странах Центральной и Восточной Европы, где был установлен коммунистический атеистический режим. Мы обязаны с благоговением и почитанием вспоминать всех тех, которые умерли в эти годы за свою веру.

2017 год стал для Румынского Патриархата временем поминовения и благодарности всем тем, кто пострадал во время безбожного коммунистического режима в Румынии. Мы поминаем Патриарха Юстиниана (Марину), мудрого и трудолюбивого архипастыря Румынской Православной Церкви (1948-1977), который блаженно почил 40 лет назад, а также всех защитников Православия в Румынском Патриархате во времена коммунизма. Будучи знакомым со страданиями Русской Православной Церкви во времена коммунизма, Патриарх Юстиниан сумел избежать прямого столкновения с коммунистическим режимом Румынии и тем самым смягчить его враждебность по отношению к Церкви. Тем не менее, много священнослужителей пострадало в тюрьмах, и много монашествующих было изгнано из монастырей.

Тяжелое испытание всех тех, кто исповедал православную веру ценой собственной жизни, стало трагическим опытом православных народов Восточной Европы в XX столетии. Поэтому 27 октября 2017 года в Патриаршем кафедральном соборе города Бухареста под председательством Блаженнейшего Кирилла, Патриарха Московского и всея Руси, представители Православных Церквей Восточной Европы, которые пострадали во время коммунизма, помянули всех свидетелей и защитников Православия времен коммунистических гонений. За этим торжественным литургическим актом братского общения 28 октября 2017 г. последовал ряд впечатляющих свидетельств о жизни Православных Церквей во время коммунистических гонений.

Сегодня, в этот торжественный день для Москвы, когда при участии представителей всех автокефальных Православных Церквей отмечается 100-летие восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви, мы находимся в другой ситуации, нежели в период коммунистических гонений. Это период свободы свидетельства веры, а также великой пастырской ответственности перед лицом новых вызовов современного общества.

Поздравляем Блаженнейшего Кирилла, Патриарха Московского и всея Руси, всех архиереев, клириков, монашествующих и верующих мирян Русской Православной Церкви, которые приложили много усилий для возобновления церковной жизни и активно принимают участие в жизни русского общества после многих десятилетий гонений против религии в целом и особенно против Русской Православной Церкви.

В современном мире, который быстро секуляризуется и оказывается в ситуации религиозного плюрализма, все более яркого в связи с феноменом миграции, для нас являются приоритетными сохранение единства Православной веры, проявление солидарности со страждущими и практическое миссионерское сотрудничество.

Хотя во время коммунистических гонений свобода общественного выражения веры была ограничена, многие клирики и миряне в терпении и надежде благоразумно проявляли внутреннюю, духовную свободу, то есть свободу распятой и смиренной любви, которая готовила победу воскресения и возобновления жизни Церкви.

Сегодня, когда у нас есть общественная свобода, мы должны пользоваться ею для умножения любви в Боге и возрастания миссионерской и благотворительной деятельности Церкви в обществе.

________

¹ См. N. LOSSKY, статья „Patriarchat”, в Dictionnaire critique de théologie, 3ème édition, PUF, Paris, 2007, стp. 1044.

²См. L. STAN, „Importanţa canonico-juridică a Sinodului al IV-lea ecumenic”, în Ortodoxia 3 (1951), стp. 446. Также: M. CLÉMENT, „L’apparition du patriarchat dans l’Église (IVe-Ve siècles)”, в журнале Proche-Orient Chrétien 16 (1966), стр. 162-173.