Print This Post

 

5 июля 2009 года Святейший Патриарх Константинопольский Варфоломей и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершили Божественную литургию в Георгиевском Патриаршем соборе.

Во вратах Константинопольской Патриархии Святейший Патриарх Кирилл облачился в мантию. Перед началом Божественной литургии была совершена утреня. До великого славословия и на хвалитных псалмах Предстоятель Русской Православной Церкви молился в мантии на Патриаршем месте.

За Божественной литургией Святейшим Владыкам сослужили митрополит Австрийский Михаил, митрополит Пергамский Иоанн (Константинопольский Патриархат), председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата архиепископ Волоколамский Иларион, руководитель административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий, духовенство Константинопольской и Русской Православных Церквей.

На богослужении присутствовали Чрезвычайный и Полномочный Посол России в Турции В.Е.Ивановский, Генеральный консул России в Стамбуле А.И.Кривенко, Генеральный консул Греции в Стамбуле В.Борновис.

За Божественной литургией Предстоятель Константинопольской Православной Церкви рукоположил во священника выпускника Санкт-Петербургской Духовной академии иеродиакона Виссариона (Комзиаса).

По окончании богослужения Предстоятеля Русской Православной Церкви приветствовал Святейший Патриарх Константинопольский Варфоломей.

«С большой радостью, глубокой любовью и честью приветствуем Вас во дворех той Церкви, от которой воссиял негасимый свет нашей святой и непорочной православной веры благочестивому и благословенному Господом русскому народу, зримому нами в честном лице Вашего Блаженства. Мы приветствуем этот народ, обнимаем и молимся, дабы Господь благословлял его Своею благодатию и укреплял подвизаться за веру, однажды преданную святым (Иуд. 1. 3), умножая приобретенное им здесь евангельское семя», − сказал, в частности, Предстоятель Константинопольской Церкви.

Подчеркнув, что визит Святейшего Патриарха Кирилла «исполнен символического и экклезиологического значения и был отмечен Константинопольским Патриархатом как событие особого значения», Святейший Патриарх Варфоломей отметил, что совершенная ныне Божественная литургия «является наивысшим выражением нашего единства».

«Как мы знаем и как учат Отцы Церкви, начиная от святого мученика Игнатия Антиохийского и кончая Симеоном, архиепископом Солунским, и Николаем Кавасилой, Церковь имеет свое бытие и проявляется как тело Христово главным образом в Божественной Евхаристии. Как правильно отмечает святой Николай Кавасила, между Церковью и Божественной Евхаристией не существует “соотношения сходства”, а существует “тождество вещей”. Следовательно, “если кто-то увидел Церковь Христову, то он увидел не что иное, как тело Христово”. Совершив только что совместную Божественную литургию, мы явили во времени и пространстве саму Церковь Христову и, причастившись от единого Хлеба и единой Чаши, соединились друг с другом в общении Святого Духа», – подчеркнул он.

Предстоятель Константинопольской Церкви засвидетельствовал: «Никто не сможет отнять у нас того единства, которое мы обрели в общей Чаше. Мы, как говорил и божественный Апостол, скажем, что скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч (Рим. 8. 35) или любая другая сила или коварный план сатаны не смогут преодолеть наше единство в Теле Христовом. Тени или тучи, время от времени возникающие в отношениях между нашими братскими Церквами, имеют лишь временный характер и “быстро проходят”, как говорил наш святой предшественник Иоанн Златоуст. Так или иначе, долг тех, кто принял на себя ответственность и служение руководителей Церквей, – находить решение всех возникающих вопросов в духе мира и любви для того, чтобы сохранить единство нашей Святой Православной Церкви».

В качестве примера доброго соработничества двух Патриархатов он назвал работу в рамках IV Всеправославного предсоборного совещания в Шамбези. В связи с этим Его Святейшество высказал удовлетворение и благодарность «за конструктивный вклад, внесенный делегацией Русской Церкви».

Святейший Патриарх Варфоломей добавил: «Мы существуем как Церковь не ради себя, но ради человека и творения. Следовательно, мы не можем самонадеянно и тщеславно игнорировать тех, кто находится вне ограды Православной Церкви, хвастаясь тем, что мы нашли истину». Вот почему так важно сегодня нести свидетельство о Православии в области межхристианских контактов, подчеркнул он.

Многие катаклизмы современности, в том числе войны, мировой финансовый кризис, многоразличное угнетение слабых сильными «обязывают Церковь Христову высказать свое слово и всеми имеющимися у нее средствами способствовать развитию нравственной чуткости в современных обществах», считает Предстоятель Константинопольской Православной Церкви.

«Как нам всем известно, Православная Церковь глубоко привержена традициям и хранит прошлое, полученное ею от предшествующих поколений, как драгоценное наследие. Его образцом может послужить непрерывное преемство святых, великих святителей, отцов и учителей Церкви, апостолов и пророков, мучеников и преподобных, Глава которых есть Господь наш Иисус Христос, Который остается вчера и сегодня и во веки тот же (Ев. 13. 8), − продолжил Святейший Патриарх Константинопольский Варфоломей. − Святые, где бы они ни подвизались, являются нашим общим сокровищем. Таких святых подарила и продолжает до сих пор дарить нашей Церкви святая русская земля. Сонм святых объемлет нас и в сегодняшнем историческом сослужении. Они призывают нас стать подражателями их богоугодной жизни и напоминают о том, что мы принадлежим одной Церкви – Единой, Святой, Соборной и Апостольской, как то исповедуем в Символе веры».

Подчеркнув, что «наша приверженность традициям не является тормозом для нашей жизни и для нашего свидетельства в современном мире», Его Святейшество засвидетельствовал: «Православная Церковь внимательно прислушивается к поискам, нуждам и волнениям современного человека. Она и сегодня здесь готова позаботиться о ранах страдающего человека, как когда-то поступил добрый самаритянин (ср. Лк. 10. 30 – 35). Пусть обе Церкви соединят свои руки вместе с остальными и единеми усты и единем сердцем как единая Церковь Христова пойдем на литургию после Литургии и принесем Хлеб жизни человеку голодающему и жаждущему справедливости и любви».

В заключение Святейший Патриарх Варфоломей пожелал, чтобы совершенная ныне совместная Божественная литургия Предстоятелей двух братских Православных Церквей «продолжалась как общий путь к Царству Божию».

На молитвенную память он преподнес Святейшему Патриарху Кириллу Патриарший набор панагий.

«Сегодня произошло важнейшее событие в нашем посещении Святейшей Константинопольской Церкви – совместное служение Божественной литургии и причащение Святых Тела и Крови Господних, наше единение во Святом Духе. Действительно, жизнь Церкви Христовой сосредоточена вокруг Евхаристии, в ней получает завершение, в ней же церковная жизнь черпает и силу. Следуя заповеди Господней, мы вспоминаем Его искупительный подвиг и, разделяя одну Евхаристическую трапезу, становимся поистине одно тело и один дух с Господом (ср. Еф. 4. 4; 1 Кор. 6. 17), теснейшим образом соединяясь и друг с другом. И если, идя на смерть за нас, Спаситель молился о том, чтобы Его ученики были едино, как и Сын со Отцем суть едино (Ин. 17. 22), то как усердно надлежит всем нам, последователям Христовым, заботиться о сохранении единства между собой! А сослужение Предстоятелей Поместных Православных Церквей служит ярким проявлением этого единства», – подчеркнул Святейший Патриарх Московский и всея Руси в ответном слове.

Отметив, что пребывание в кафедральном граде Константинопольского Патриархата, прикосновение к величайшим святыням Православия вызывает чувства, которые глубоко затрагивают душу, он продолжил: «Перед нами воскресают важнейшие события церковной истории, происходившие на этой земле. Оживают образы из богослужебных последований, неразрывно связанные с Константинополем. Вспоминается чудесное предстательство Богоматери, не раз защищавшей Свой Город от нашествия иноплеменников. Приходят на память события, связанные с Крещением Руси».

«Особую радость я испытываю от встречи с живыми носителями многовековой традиции в лице стойких в вере и памяти своих предков чад Святейшей Константинопольской Церкви во главе со своим Отцом и Патриархом. Невзирая на исторические катаклизмы, имя Христово продолжает святиться в этом Граде и в этом святом храме. Мы благодарим Бога, сподобившего нас найти Святейшую Церковь Константинополя в мире и благодати Божией, а ее Предстоятеля – в добром здравии и крепости духа», – сказал далее Его Святейшество.

Святейший Патриарх Кирилл напомнил, что в сей день еженедельное празднование Воскресения Христова соединяется в календаре Константинопольской Церкви с памятью преподобного Афанасия Афонского. «В том, что наше сослужение пришлось на память столпа афонского подвижничества, нельзя не увидеть символического смысла, ведь правила монашеского общежития, положенные преподобным Афанасием для основанной им Великой Лавры, повлекли за собой расцвет святогорского монашества. Через пять десятилетий после блаженной кончины аввы Афанасия русский афонский постриженик преподобный Антоний возвращается на Русь и становится основателем другой великой лавры, именуемой сегодня Киево-Печерской. С киевских холмов, от святой Лавры началось распространение монашеской традиции на всю Русь. Как и на Афоне, монастыри на Руси становятся не только местом духовного подвига монашествующих, но и настоящими духовно-просветительскими центрами. В них переписываются и хранятся книги, а духоносные подвижники, достигая совершенства, служат миру как опытные духовные наставники и проповедники Евангелия Христова, защитники веры православной и единства Церкви», – подчеркнул Его Святейшество.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл засвидетельствовал, что и сегодня «в России, на Украине, в Белоруссии и других странах, духовно окормляемых Московским Патриархатом, именно монастыри являются средоточием заботы о хранении веры и единстве нашей Церкви».

«Через богатейшую монашескую традицию Русская Церковь восприняла от Византии и богослужебные уставы – сначала Студийский, а затем Иерусалимский, который до сих пор используется в ее монастырях и приходах, – напомнил также Святейший Патриарх Кирилл. – По образу и подобию византийских песнопений были написаны службы русским святым и другие виды священных текстов. Греческие мастера были первыми учителями русских иконописцев. Древнерусское церковное пение также испытало на себе влияние византийской школы. Становление русского богословия связано с трудами братьев Софрония и Иоанникия Лихудов, основавших первую высшую духовную школу в Москве – Славяно-греко-латинскую академию, от которой почерпает свое преемство и нынешняя Московская Духовная академия».

Святейший Владыка подчеркнул: «Во всех сферах церковной жизни мы видим проявление общей традиции, неразрывно связывающей Церковь Константинопольскую с ее некогда Дочерью, а ныне равночестной Сестрой, Церковью Русской. Наше общее предание является прочной основой для совместного свидетельства перед лицом современного мира. В условиях, когда религия вытесняется на обочину общественной жизни, когда стирается само понятие греха, подвергаются радикальному пересмотру традиционные нравственные ценности, а в основу хозяйствования ставится принцип наживы, мы должны объединить усилия в отстаивании евангельских норм и выработке общеправославного ответа на вызовы времени».

Пожелав всем чадам Святейшей Константинопольской Церкви, живущим как в этом городе, так и в других городах и странах по всему миру, «помощи Божией, крепости духа и мира Христова» и поблагодарив Святейшего Патриарха Варфоломея «за радушное гостеприимство на этой благословенной земле», Предстоятель Русской Православной Церкви подарил Святейшему Патриарху Варфоломею Патриарший набор панагий и предметы богослужебной утвари.

«В память о нашей братской встрече и торжественном сослужении примите, Ваше Святейшество, памятный дар, который пусть напоминает Вам о сегодняшнем богослужении», – сказал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Затем Святейший Патриарх Кирилл раздал многочисленным богомольцам антидор.

По выходе из собора Предстоятели Константинопольской и Русской Православных Церквей с балкона здания Патриархии благословили народ, собравшийся во дворе храма.

Служба коммуникации ОВЦС

Фото пресс-службы Московской Патриархии