Print This Post

9 ноября 2012 года, в первый день визита Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Святую Землю, Предстоятели Иерусалимской и Русской  Православных Церквей посетили Храм Воскресения Христова в Иерусалиме.

Пройдя в храм, Святейший Патриарх Кирилл и Блаженнейший Патриарх Феофил поклонились Камню помазания.

Перед Кувуклией был прочитан отрывок из Евангелия, в котором повествовалось о Воскресении Христовом. Затем Предстоятели двух Поместных Православных Церквей поклонились великой святыне Гроба Господня.

В Кафоликоне (соборном храме Иерусалимской Церкви) был совершен благодарственный молебен, его возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

По завершении службы со словами приветствия к Предстоятелю Русской Православной Церкви обратился Блаженнейший Патриарх Иерусалимский и всей Палестины Феофил, отметив, в частности:

«Церковь Святого Сиона, Церковь Святой Земли, Церковь Земли Обетованной и пророков, Церковь явления во плоти Господа нашего Иисуса Христа, Церковь Сионской горницы и Пятидесятницы, Церковь Святых апостолов, мучеников и преподобных подвижников в радости и ликовании принимает сегодня в своем лоне братскую Русскую Церковь. Это Церковь святых равноапостольных князя Владимира и княгини Ольги, Церковь великих старцев и бесчисленных новомучеников, уважаемый Предстоятель которой, весьма возлюбленный и желанный Святейший Патриарх Кирилл, со своей честной свитой совершает в эти дни свой мирный визит к нам.

В связи с этим весьма важным событием в жизни наших святейших Церквей Вас, Ваше Святейшество, встретили официально с почетом у входа в старый город близ ворот Давида наши представители, члены нашего Святогробского братства, представители христианских Церквей Святой Земли и местные политические деятели. Мы же лично встретили Вас у ворот нашего древнего патриархата, откуда под радостное звучание колоколов торжественным шествием проследовали в Храм Воскресения Господня — эту Константинову гордость нашей Православной веры. А теперь со страхом и благоговением на Святом и Живоносном Гробе и Страшной Голгофе мы покланяемся следам плотию распявшегося, пострадавшего и погребенного и преславно в третий день Восставшего Спасителя нашего Иисуса Христа».

В ответном слове Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл сказал:

«Ваше Блаженство,
Блаженнейший Патриарх Святого града Иерусалима и всей Палестины господин Феофил!
Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства!
Дорогие отцы, братия и сестры!

Всякий раз, когда я бываю в этом величайшем святом месте на земле – у Живоносного Гроба Господня, мое сердце исполняется трепета и радости. Трепета – поскольку приближаюсь к великой святыне: к месту, где Бог воплотившийся совершал Свой крестный подвиг за грехи всего мира, где Он был погребен плотию, но не прекратил Своего искупительного дела, душой сойдя во ад и выводя оттуда его узников, где Он воскрес силою Своего Божества и привел в трепет охранявших Его стражников. Радости – поскольку смертию Своею Господь попрал смерть, победою Своею освободил все человечество от рабства греху и открыл нам двери Своего Царства. Поистине, говоря словами праотца Иакова: сколь страшно место сие! Это не иное что как дом Божий, это – врата небесные (Быт. 28, 17).

Каждый христианин мечтает хотя бы раз в жизни попасть на Святую Землю, пройти по Крестному пути Спасителя, поклониться местам, где ступали ноги Его, приникнуть к камню, где лежало тело Иисусово, живоносное и погребенное.

Господь сподобил меня неоднократно посещать эти великие христианские святыни. Но нынешнее мое посещение имеет особое значение: впервые я прибываю на Святую Землю, чтобы принести молитву от лица всей Русской Церкви, избравшей меня в 2009 году своим Предстоятелем. И сегодня мне доставляет великую радость тепло приветствовать в этих священных стенах Ваше возлюбленное Блаженство вместе с окружающими Вас досточтимыми иерархами и клириками Иерусалимского Патриархата.

Как паломники из России, Украины, Беларуси, Молдовы и других стран Святой Руси мы прибыли в Святой Град, чтобы единодушно засвидетельствовать наше глубокое почтение к вековой хранительнице святынь Палестины – к Святейшей Матери Церквей, хранимое нашими народами на протяжении многих столетий еще от общей их крещальной купели в водах Днепра. Мы хотели бы обновить наши братские чувства, возгреть сердца теплом взаимной любови, и в мире Христовом и единении с Вами совместно вознести на Гробе Господа благодарение и прошение о мире всего мира, о благостоянии святых Божиих Церквей и о спасении всех.

Наше особое моление – о мире для Иерусалима и всего Востока, переживающего ныне непростые времена, чтобы на месте великой победы Христовой воцарился мир и согласие между людьми.

Благодать Распятого, Воскресшего и Вознесшегося Господа нашего Иисуса Христа да пребывает со всеми нами. Аминь».

Далее Святейший Патриарх Кирилл и Блаженнейший Патриарх Феофил поднялись на Голгофу, где поклонились месту Распятия Господа Иисуса Христа.

 ***

Иерусалимский Храм Воскресения Христова, более известный как Храм Гроба Господня, стоит на месте, где, согласно церковной традиции, был распят, погребен, а затем воскрес Иисус Христос.

При императоре Адриане в 135 г. на месте Голгофы были построены форум и капитолий со святилищами Венеры и Юпитера.

Первая церковь Гроба Господня была заложена святой царицей Еленой; она строилась под руководством Макария Иерусалимского. Комплекс Храма Гроба Господня включал ротонду, называемую Анастасис (Воскресение), с Гробом Господним, базилику (Мартириум) и сад Иосифа Аримафейского, где находились Голгофа и место обретения Животворящего Креста.

Храм Воскресения был торжественно освящен в присутствии императора Константина 13 сентября 335 года, в память о чём в Православной Церкви был установлен праздник Обновления Храма (Воскресения Словущего).

При захвате в 614 году Иерусалима персидским царем Хозроем  сооружения храма были сильно повреждены, но под руководством инока Модеста (позднее Патриарха Иерусалимского) на средства императора Ираклия и жены Хозроя христианки Марии все разрушенное было восстановлено (616—626 годы). После того, как Иерусалим был осажден халифом Омаром (637 год), Патриарх Софроний согласился на сдачу города, и Храм Гроба, как и основные христианские святыни Иерусалима, не был поврежден.

В 1009 году при халифе Эль-Хакиме было разрушено много христианских храмов в городе и окрестностях, в том числе базилика.  Император Константин VIII выторговал у сына Эль-Хакима право на восстановление храма. Было возведено несколько отдельно стоящих сооружений, напоминающих часовни. Роль главной церкви была отведена ротонде Воскресения, сохранившейся лучше других.

Построенный крестоносцами в 1130-1147 гг. в романском стиле Храм Воскресения вновь объединил под одной кровлей все святые места, связанные со смертью и Воскресением Иисуса Христа.

Основной заботой крестоносцев было возведение новой Великой церкви (Кафоликона), примкнувшей с востока к ротонде, а также пятиярусной колокольни со стрельчатым завершением (1160-80 гг.).

После захвата Иерусалима султаном Саладином в 1187 г. Храм Гроба Господня не пострадал, а христианским паломникам было разрешено его посещение в соответствии с договором между Саладином и королем Ричардом Львиное Сердце.

Вследствие землетрясения 1545 года пострадала колокольня, и ее высота была понижена до современного уровня.

При пожаре 1808 года сгорел деревянный шатер над Анастасисом, была повреждена Кувуклия. Однако в 1808-1810 годах ротонда была восстановлена с участием архитекторов из разных стран. При восстановлении Кувуклии были использованы габариты кувуклии-подобия из Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря под Москвой. В 1860-х годах из металлоконструкций был сооружен полусферический купол над ротондой, своей формой напоминающий первоначальное завершение Анастасиса времен Константина Великого. В результате землетрясения 1927 г. получили повреждения Кувуклия и купол Кафоликона. Кувуклия была укреплена снаружи с боков стальными балками и стяжками, а купол восстановили и украсили ликами Иисуса Христа и святых.

В середине XX века планировалась существенная перестройка храма, осуществлению которой помешала Вторая мировая война. В 1959 году началась основательная реставрация здания; в 1995-1997 годах реставрационные работы коснулись и купола.

Современный Храм Гроба Господня – архитектурный комплекс, включающий Голгофу с местом Распятия, ротонду (сооружение с куполом, под которым непосредственно расположена Кувуклия), Кафоликон (соборный храм Иерусалимской Церкви), подземный храм Обретения Животворящего Креста, храм святой равноапостольной Елены и несколько приделов. На территории Храма Гроба Господня расположено несколько монастырей, ряд вспомогательных помещений, галерей.

Храм разделен между шестью конфессиями: православной, католической, армянской, коптской, сирийской и эфиопской, каждой из которых выделены свои приделы и часы для молитв.

Служба коммуникации ОВЦС

Фото пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси