Print This Post

 

28 мая 2009 года, в праздник Вознесения Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил Божественную литургию в Троицком соборе Александро-Невской лавры. Предстоятелю Русской Правослвной Церкви сослужили Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир, митрополит Минский и Слуцкий Филарет, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, митрополит Кишиневский и всей Молдовы Владимир, исполняющий обязанности управляющего делами Московской Патриархии архиепископ Саранский и Мордовский Варсонофий, председатель Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата архиепископ Волоколамский Иларион, митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор, митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион, митрополит Тульский и Белевский Алексий, архиепископ Берлинский и Германский Феофан, архиепископ Владивостокский и Приморский Вениамин, епископ Гатчинский Амвросий, епископ Петергофский Маркелл, епископ Солнечногорский Сергий, епископ Переяслав-Хмельницкий Александр, петербургское духовенство.

За литургией наместник Свято-Троицкой Александро Невской лавры архимандрит Назарий (Лавриненко) был рукоположен во епископа Выборгского, викария Санкт-Петербургской митрополии.

В завершение Божественной литургии Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к новопоставленному епископу с напутственным словом и вручил ему архипастырский жезл.

Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир поздравил Святейшего Владыку с праздником Вознесения Господня. Среди знаменательных событий нынешнего Первосвятительского визита Владыка Владимир отметил освящение домового храма в историческом здании Синода и состоявшееся в его воссозданных помещениях заседание Священного Синода Русской Православной Церкви.

«Мы помним, что для Вас этот город очень дорог, как дорого и все, что здесь есть. Мы будем молиться за Вас и просить Господа, чтобы Он дал Вам силы, крепость, выносливость, дабы Вы много лет служили Церкви Христовой», − сказал архипастырь.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к сослужившим ему архипастрям и пастырям, к собравшшимся в храме богомольцам с Первосвятительским словом.

«Ваше Высокопреосвященство, досточтимый Владыка Владимир! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, дорогие отцы, братья и сестры!

Всех вас сердечно поздравляю с великим праздником Вознесения Господня. Праздник этот особенный — в нем запечатлена слава Воскресшего Спасителя. Апостолы были свидетелями Воскресения не прямо, а косвенно: они обнаружили пустой гроб, отваленный гробовой камень; войдя в пещеру, не нашли Господа Иисуса, и вспомнили, конечно, как Он говорил о Своем Воскресении. Но они не были в гробовой пещере в момент Воскресения, они не видели восстания Спасителя из мертвых, они не видели вхождения его в Божественную славу. И, наверное, евангельская история была бы ущербной, если бы не было явления Божией славы перед глазами апостолов, очевидцев и посланников Спасителя. Вознесение и было таким видимым вхождением Спасителя, умершего и воскресшего, в Божественную славу. Этот заключительный аккорд евангельской истории поражает своей силой: видимым образом Спаситель восходит на небо.

Это совершенно неслучайный образ и неслучайный знак. Господь мог бы иным образом покинуть этот мир — просто стать невидимым, как Он становился невидимым для учеников после Воскресения. Но нужно было это торжественное завершение Его миссии на земле, и Он совершает этот заключительный акт, который поражает воображение учеников. И каким невероятно огромным оптимизмом и духовной силой наполнено это событие! Когда ангелы, предстоя ученикам, говорят им такими простыми человеческими словами: «Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян. 1 . 11). Какие простые, совсем не премудрые человеческие слова, которые сопрягают эту божественную тайну Вознесения с реальностью жизни простых людей, которыми и были апостолы! И как поразили эти слова апостолов! Они идут в Иерусалим; вначале они ожидают пришествия Спасителя каждый день, и только потом понимают, что слова ангелов не имеют отношения к ближайшему времени. Но что означают эти слова? Они означают, что вся история после Христа проходит под знаком этих слов: «Что вы стоите и смотрите? Вот Христос, который так придет к нам». Эти слова до глубины души волнуют каждого верующего человека, который способен сознательно относиться к слову Божию. Они должны стать программой жизни, неким определением ценностей человеческого бытия. Наша самая главная ценность — это и есть ожидание Воскресшего, и не только в Парусии, не только во Втором и страшном пришествии. Это ожидание Воскресшего должно наполнять нашу жизнь, потому что каждый в конце своего земного бытия, переходя от жизни сей к жизни вечной, увидит своими глазами Христа Воскресшего и Ему даст отчет о своей жизни так же, как все человечество и весь мир дадут отчет о своей истории Сыну Божию, когда Он, по слову ангелов, так же явится миру, снизойдя с неба для окончательного суда над родом человеческим.

Вот так Евангелие объединяет прошлое с неведомым будущим, наполняя все пространство человеческой истории реальной и самой главной ценностью, которая заключается в том, что жизнь человека имеет смысл только тогда, когда человек устремляется к Богу и ожидает пришествия Спасителя и в своей личной жизни, и в жизни всего рода человеческого.

Это время — от пришествия в мир Спасителя до Парусии, до Второго и страшного Пришествия, — дано нам как время творчества, борьбы, утверждения Божественной правды, сопротивления злу и неправде человеческой, утверждения Божественной истины в своей личной жизни, в жизни окружающего нас мира. Мы призваны не к безразличному и безучастному ожиданию Спасителя, но к действенному исполнению Его воли. И как важно понять это нам, русским людям, прошедшим через катастрофу революции, гражданской войны, многих лет безбожия! Как важно понять всему нашему многонациональному народу эту великую истину: если будем жить по слову Божию, ожидая Его пришествия, то мир станет другим. Господь найдет Своих учеников, и каждого, кто потрудился на сей спасительной ниве, сопричтет к Своему Небесному Царству.

Всех вас, мои дорогие Владыки, отцы, братия и сестры, поздравляю с этим замечательным праздником. Желаю вам помощи Божией в вашей жизни, в укреплении веры православной, в свидетельстве о своей вере словом и делом, в утверждении вечных и неизменных христианских ценностей в жизни нашего народа».

Его Святейшество также поблагодарил митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира за теплые слова, а всех сослуживших архиереев — за возможность вместе соврешить Божественную литургию в Троицком соборе Александро-Невской лавры, который «на протяжении почти двухсот лет был купелью для духовного крещения, получения архиерейской благодати почти всех архиереев Русской Православной Церкви».

«В течение последних двух с лишним десятилетий архиерейские хиротонии здесь не совершались, однако те, кто сегодня возлагал руки на рукополагаемого епископа, включая Патриарха, получили хиротонию в этом святом храме, — подчеркнул Святейший Владыка. — Для многих из нас это событие было очень трогательным, оно в памяти воскресило наши собственные архиерейские хиротонии, согрело сердце священными воспоминаниями».

Святейший Патриарх Кирилл пожелал митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Владимиру помощи Божией в архипастырском служении, пожелал ему с опорой на викарных архиеереев, на мудрое духовенство, на верующий народ нести с великой ответственностью свое служение в северной столице Русского Православия.

«Пусть Божие благословение пребывает над градом святого Петра, над архиереями, духовенством и всем верующим народом, — сказал в заключение Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. — Пусть Господь хранит всех нас на путях нашей жизни, и покров Пречистой Царицы Небесной да ограждает нас от всякого зла. Аминь».

Служба коммуникации ОВЦС