Print This Post

9 декабря 2020 года, в день памяти святителя Иннокентия Иркутского, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в столичном храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. Архипастырю сослужили клирики храма.

На Литургии на сугубой ектении прозвучали молитвенные прошения в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции.

Затем митрополит Иларион вознес молитву, во время распространения вредоносного поветрия чтомую.

По окончании богослужения митрополит Иларион обратился к верующим с архипастырским словом:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В сегодняшнем евангельском чтении Господь Иисус Христос напоминает нам о том, что «кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него». (Лк. 18. 17). В каком смысле следует понимать эти слова?
Дети ведь не ангелы, и когда говорят о незлобии детей, о том, что они неспособны совершить преступления или тяжкие грехи, то это правда, но в то же время в каждом ребенке есть наследственность, и в процессе воспитания каждый ребенок воспринимает не только доброе, но и злое.

Когда Господь говорит нам о том, что если мы не будем как дети, то не войдем в Царствие Небесное, то, прежде всего, имеется в виду, что мы, взрослые, способны к разного рода грехам, у нас есть укоренившиеся греховные привычки, тогда как у детей их еще нет. Дети открыты к восприятию и доброго, и злого, но инстинктивно и естественно они тянутся к доброму. И Господь хочет, чтобы мы были такими же, чтобы, живя в мире и каждый раз оказываясь перед выбором между добром и злом, мы избирали добро.

Вера у детей не рассудочная, а сердечная. Дети тянутся к Богу, ибо их сердце откликается на Божественный призыв. И Господь хочет, чтобы и взрослые откликались на зов Божий так, как откликаются дети – не из какого-то расчета, не по каким-то рациональным соображениям, но сердцем, обращенным к Господу. Чтобы движением нашего сердца стало стремление к Богу и Его заповедям.

Каждый человек в своей жизни проходит через несколько стадий развития. Сначала он зарождается в утробе матери, начинает расти, и первые девять месяцев его бытия – это постепенное возрастание до того состояния, когда он сможет появиться на свет. Когда ребенок появляется на свет, все это воспринимают как начало жизни, и это действительно так. Человек начинает жизнь в этом мире, проходит через разные возрасты: младенчество, детство, юность, молодость, затем приходит зрелость, после которой постепенно наступает старение, и он движется к еще одному рождению, каковым является его смерть. Потому что мы верим, что смерть – это не окончание жизни, но рождение в жизнь вечную, которая обещана и уготована для каждого из нас Самим Богом. И качество вечной жизни непосредственным образом зависит от того, как мы провели в этом мире земную жизнь.

Если в этой жизни мы, подобно детям, всегда тянулись к добру, старались быть незлобивыми, кроткими, стремились к исполнению заповедей Божиих, прилагали все свои усилия, чтобы жить по Евангелию, тогда и в будущей жизни Господь встретит нас так, как Он встречает каждого, кто Ему угодил. Зримым образом такой встречи человеческой души с Богом является образ Успения Пресвятой Богородицы – на нем мы видим душу Пресвятой Девы в виде спелёнатого младенца, которую принимает в Свои руки Господь Иисус Христос. Так и душу каждого человека, который прожил свою жизнь по Евангелию и умер в вере, Господь принимает, подобно новорожденному младенцу, в Свое Небесное Царство. Тело, служившее душе в этой жизни, предается земле и исчезает, но не насовсем, а для того, чтобы воскреснуть вместе с душой после Второго пришествия Христова. А душу такого человека Господь Иисус Христос вселяет в небесную обитель, уготованную каждому из нас от сложения мира.

В дни Рождественского поста, когда мы готовим себя к встрече с Родившимся Господом Иисусом Христом, будем размышлять о евангельских словах Господа, о Его поучениях, которые сегодня обращены к каждому из нас. Будем вслушиваться в эти Божественные слова, искать их смысл и стараться применить их к собственной жизни.

Пусть Господь ведет нас по пути Рождественского поста. Пусть Господь ведет нас по жизненному пути к Царствию Небесному. Аминь.

Храни вас всех Господь!»

Служба коммуникации ОВЦС