Print This Post

22 марта 2019 года председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил в храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке Литургию Преждеосвященных Даров. Архипастырю сослужили клирики храма.

После сугубой ектении митрополит Иларион вознес молитву о мире на Украине.

По окончании богослужения владыка Иларион обратился к присутствующим cо словом проповеди:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня, в день памяти четыредесяти мучеников Севастийских, мы совершили Литургию Преждеосвященных Даров. Эта Литургия совершается только в Великом посту и имеет особый покаянный и назидательный характер.

На Литургии Преждеосвященных Даров поется песнопение, которое начинается словами: «Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою». Это песнопение построено на стихах из псалмов. И третий стих, который избран для этого песнопения, звучит так: «Положи, Господи, хранение устом моим, и дверь ограждения о устнах моих».

На эти слова я хотел бы сегодня обратить наше внимание. Почему псалмопевец произнес эти слова и почему они звучат на каждой Преждеосвященной Литургии? И почему слова эти звучат в напоминание, как мы должны вести себя и как надобно следить за своим языком?

Мы помним слова Господа Иисуса Христа: «Не то, что входит в уста оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека» (Мф. 15.11). Очень часто мы не следим за своими словами, грешим многословием, празднословием, а некоторые из нас грешат и употреблением нецензурных выражений. И много всякой грязи и мусора примешивается к нашей речи.

Господь через псалмопевца Давида в Великом посту напоминает, что мы должны следить не только за тем, что входит в наши уста, но и что исходит из наших уст. Мы очень хорошо знаем, что в течение Великого поста не должно входить в наши уста: читая каждый день календарные заметки, мы видим, какую пищу можно вкушать, а какую – нет. Но никто еще не догадался создать словарь, состоящий из слов, которые нельзя употреблять в Великом посту. А если б такой словарь был создан, то лучше было бы его не читать, потому что, к сожалению, очень многие люди, в том числе верующие, православные, а иной раз даже и носящие священный сан, позволяют себе такие слова, которые христианину вообще не подобает ни произносить, ни слышать.

Не случайно в молитве святого Ефрема Сирина, которая читается в Великом посту, мы просим Господа избавить нас от духа празднословия. И не случайно также в песнопении, о котором я сегодня говорю, звучат слова: «Не уклони сердца моего в словеса лукавствия, непщевати вины о гресех». Словеса лукавствия – это те злые, недобрые, неправдивые слова, которые тоже иной раз мы произносим по разным поводам – или для того, чтобы искать извинения в своих грехах, или по каким-то иным причинам.

Пост заключается не только в воздержании от тех или иных видов скоромной пищи – в неменьшей степени он заключается и в том, чтобы приучать свой язык воздерживаться от празднословия и не произносить словеса лукавствия, без которых можно обойтись, а также злые, грязные, несправедливые слова; чтобы наш язык служил нашему уму, а ум был обращен к Богу.

Можно по собственному опыту узнать связь между празднословием и теми трудностями, которые мы испытываем порой в молитве. Если мы долго говорили на ту или иную тему, произнесли много праздных слов, зачастую потом, становясь на молитву, нам трудно сосредоточиться, ибо мы растратили свой внутренний запас на произнесение словес лукавствия. А если мы живем в постоянном молчаливом предстоянии перед Богом, тогда и каждое наше слово будет на вес золота, и мы не только не станем произносить праздные слова, но слова наши будут наполнены благодатью, которая исходит от Бога и которую мы приобретаем в опыте молитвы.  Вот почему для этого песнопения подобраны слова, которые говорят нам и о молитве, и о том, чтобы воздерживаться от празднословия.

Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою – подобно кадильному дыму должна возноситься наша молитва к Богу. Но для того, чтобы она была таковой, для того, чтобы Господь, как говорится в Ветхом завете, обонял благоухание нашей молитвы, язык наш должен воздерживаться от праздных слов, от слов грязных и от словес лукавствия.

Будем в течение Великого поста с особым вниманием следить за своим языком – за тем, что и как мы говорим. И будем просить Господа, чтобы избавил нас от духа празднословия, дабы молитва наша всегда беспрепятственно возносилась к Богу. Аминь».

 

Служба коммуникации ОВЦС