Print This Post

19 августа 2015 года, в праздник Преображения Господня, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил в столичном храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке Божественную литургию. Архипастырю сослужили клирики храма.

После заамвонной молитвы владыка совершил чин освящения плодов.

В проповеди по окончании богослужения митрополит Иларион сказал:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Дорогие отцы, братья и сестры! Мы празднуем престольный праздник нашего храма – Преображение Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Как повествуют три евангелиста – Матфей, Марк и Лука, Господь возвел Своих учеников Петра, Иоанна и Иакова на высокую гору. И там, когда Спаситель молился, Его лицо преобразилось неземным светом, а одежды сделались блистающими. Ученики, которые пробудились в страхе и трепете, услышали голос Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (см. Мф. 17. 1–6).

Это видение Божественной славы предваряло события, о которых рассказывают евангелисты далее: крестные страдания и смерть Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Как говорит церковное песнопение, Христос возвел учеников на гору и преобразился пред ними, дабы те, когда увидят Господа распинаемым, поняли, что страдание Его было добровольным, дабы они уразумели славу, которую Господь наш Иисус Христос имел у Своего Отца еще прежде того, как мир пришел в бытие и люди были сотворены.

В Евангелии от Иоанна, в котором нет повествования о Преображении, так говорится о Господе нашем Иисусе Христе: «Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир. В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал. Пришел к своим, и свои Его не приняли. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими» (см. Ин. 1. 9–12). Божественный свет, который изначально присущ Сыну Божию по природе, и слава, которая Ему присуща как Единородному Сыну, – все это было явлено на горе Преображения трем ученикам.

Так было угодно Богу, чтобы Его возлюбленный Сын пришел в этот мир в смиренном человеческом облике. Когда люди видели Его, многие, конечно, чувствовали, что это не обычный человек. Некоторые принимали Его за пророка, другие говорили: «Это Иоанн Креститель воскрес из мертвых» (см. Мф. 14. 2) или вспоминали древних пророков. Но никто не мог предположить тогда, никто не мог знать, что человек, который совершает чудеса, проповедует, говорит притчи для них, человек, которого они видят и знают, где он родился, кто его родственники, является воплотившимся Богом и обладает той Божественной славой, что была явлена ученикам на горе Фавор.

В Евангелии от Иоанна говорится, что Господь Иисус Христос спустился на эту землю с небес и Его возвращение к Отцу было ни чем иным, как восхождением на небо. Он на этой земле пробыл недолго и не принадлежит ей, хотя по Своему человеческому рождению принадлежит к человечеству: Иисус Христос родился от Матери, но у Него не было земного отца, потому что Его Отцом был Сам Отец Небесный. По Своему Божественному естеству Господь всегда принадлежал Небу, всегда принадлежал Своему Отцу. И даже когда Он пришел в этот мир в смиренном образе раба, как говорит апостол Павел (см. Фил. 2. 7), даже когда Он страдал и умирал на Кресте, Божественная слава была с Ним.

Желая укрепить Своих учеников, чтобы в момент Его страданий и смерти они не растерялись и не разбежались, чтобы они верили, что Он является Сыном Своего Отца, Который послал Сына в этот мир, Господь Иисус Христос позволил им соприкоснуться с тайной Своих взаимоотношений с Отцом, которая была сокрыта от других людей. Вот почему они увидели Божественный свет, который в тот момент просиял специально для них, однако всегда был присущ Господу Иисусу Христу, просто был закрыт от их очей. И вот почему они услышали голос Небесного Отца.

Это был второй раз, когда прозвучал голос Божий. Впервые это случилось, как мы помним, когда Господь Иисус Христос крестился от Иоанна во Иордане. Тогда тот же самый голос произнес те же самые слова: «Сей есть Сын Мой возлюбленный» (см. Мф. 3. 17). Но тогда служение Господа нашего Иисуса Христа на земле только начиналось, теперь же оно подходило к своему завершению. Поэтому Отец еще раз напомнил людям о том, что Господь Иисус Христос является возлюбленным Сыном Божиим, Которого Он послал в этот мир.

В Евангелии от Иоанна мы слышим слова, которые говорят о миссии Сына Божия на земле: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3. 16). Свет, который открылся ученикам на Фаворской горе, открывался впоследствии подвижникам, святым, которые созерцали Господа в Божественном свете, и происходило это благодаря их вере, духовной жизни и подвигам. Господь приоткрывал завесу, отделявшую человеческий взор от Божественной славы, приоткрывал для людей мир, который сокрыт от обычных человеческих глаз, но раскрывается через веру, через следование слову Божию, через послушание воле Его.

Мы знаем, что Господь наш Иисус Христос был послушен Своему Отцу. Послушен, как говорит апостол Павел, «даже до смерти, и смерти крестной» (см. Фил. 2. 8). Это послушание привело Его на Крест, стало причиной того, что Он принял смерть за род человеческий. Но в то же время Христос всегда говорил ученикам, что Его смерть является добровольной. Господь говорил: «Никто не отнимает у Меня Мою жизнь, Я Сам ее отдаю» (см. Ин. 10. 18). Он шел на Крест из послушания воле Отца; с другой стороны, собственная воля Христа не противоречила Его воле, была с ней единой. Поэтому, исполняя послушание, Господь Иисус Христос в то же время добровольно и сознательно шел на Свою крестную смерть.

Господь сегодня укрепляет нас так же, как укрепил Своих учеников видением Божественной славы, ныне мы имеем возможность вместе с учениками Господа взойти на гору Фаворскую и узреть Его Преображение. Это происходит для нас благодаря Церкви, благодаря храму Божию и Святой Евхаристии, которую мы вместе совершаем. Церковь становится для нас Фаворской горой.

Сам Господь Иисус совершает то Божественное Таинство, в котором мы все участвуем. Он не только являет нам  Свой Божественный свет, Свою Божественную славу, но отдает нам всего Себя, чтобы мы вкушали Его Тело, пили Его Кровь, чтобы мы насыщались Его Божеством, чтобы этот Божественный свет не просто сиял на нас откуда-то сверху, но входил внутрь нас и через нас начинал сиять на окружающих людей, а наше человеческое естество – и душу, и тело – преображал Божественной благодатью.

Будем благодарны Господу за то, что Он пришел в этот мир и явил Свою славу, за то, что этой славой и Своим Божественным светом Христос делится с нами. Будем через веру, молитву, добрые дела, через любовь к Богу и к ближнему восходить на гору Фаворскую, доступ на которую открыт для каждого из нас, чтобы не чужим взором, а своими собственными глазами, как говорил праведный Иов в Ветхом Завете (см. Иов. 19. 25-27), мы созерцали славу Господа и приобщались к Его Божественному свету. Аминь».

Фото: Александр Игонин,
Служба коммуникации ОВЦС