Print This Post

14 сентября 2014 года, в неделю 14-ю по Пятидесятнице, день празднования церковного новолетия (начало индикта), председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в столичном храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. Владыке сослужили клирики храма.

За Литургией пел Московский синодальный хор под управлением заслуженного артиста России А.А. Пузакова.

После сугубой ектении митрополит Иларион прочитал молитву о мире на Украине.

Проповедь по запричастном стихе произнес иерей Евгений Тремаскин.

По окончании Литургии митрополит Волоколамский Иларион обратился к присутствующим со словом проповеди:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня, дорогие братья и сестры, мы слышали евангельскую притчу о том, как царь, решив устроить брачный пир своему сыну, приглашал на него своих друзей. Но званные отнеслись равнодушно к царскому приглашению и не пожелали прийти. Корыстные, чисто житейские расчеты были для них дороже чести быть в числе гостей на брачном пире царского сына. Между тем время пира наступило, и царь не хотел, чтобы радость его осталась неразделенной с подданными. И тогда он сказал своим рабам: «Пойдите на распутье, на дороги, на перекрестки и позовите всех, кого найдете, и их пригласите» (см. Мф. 22, 9). Царские слуги стали звать всех, и достойных, и недостойных, предоставив самому царю решить, кого посадить за царскую трапезу, а кого удалить с пиршества. Когда же вечеря наполнилась возлежащими, царь вышел к пирующим, чтобы порадовать их своим присутствием, но увидел нечто, что его сильно расстроило – человека, одетого не в брачную одежду. Ведь, по обычаю, если званные на пир не имели своих праздничных одежд, то получали такие одежды при входе от домоуправителя. Человек, отказавшийся получить от домоуправителя брачную одежду, выразил тем самым пренебрежение и даже презрение к хозяину дома, как бы говоря, что пришел только на трапезу, а до самого хозяина ему нет никакого дела. Поэтому царь велел выгнать этого человека.

Эта притча, прежде всего, говорит нам о том брачном пире, который Бог уготовал для каждого из нас. Господь послал в мир Своего Единородного Сына для того, чтобы Сын Божий принес Себя в жертву за спасение всего мира. Эта жертва, принесенная Господом нашим Иисусом Христом, всякий раз возобновляется для нас в Церкви, когда мы совершаем Божественную литургию, которая поставляет нас в живейшую связь со Христом, ибо за Литургией мы соединяемся с Ним в причащении святых Его Таин. Божественная Литургия, совершаемая в храме в воскресенье, во все большие праздники и во все дни года, кроме тех особых дней Великого поста, когда мы ради сугубого покаяния воздерживаемся от причащения Святых Христовых Таин, – и есть тот брачный пир, на который Господь зовет каждого из нас.

Каждый раз за этой величественной и божественной на земле службой, священник произносит слова Господа Иисуса Христа, адресованные всем, кто находится в храме: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое… Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя» (см.Мф.26. 26-28). И не говорится «пейте из нее лишь некоторые», но «пейте из нее все», то есть все находящиеся в храме, все присутствующие, все пришедшие на Божественную литургию.

Когда священник выходит с Чашей и возглашает: «Со страхом Божиим и верою приступите», – слова эти тоже относятся ко всем присутствующим в храме. Вера и страх Божий – вот что должно запечатлеться в сердце каждого, подходящего к Чаше. И святая Церковь никому и никогда не возбраняет причащаться Святых Христовых Таин, и всякий раз, когда совершается в храме Божественная литургия,– приглашение от Самого Господа на брачную вечерю остается в силе для всех пришедших в храм.

Господь приготовил пир веры, пир вечности и зовет всех к живому общению в Своей любви. Но один отвечает, что купил клочок земли, которым нужно овладеть; другому нужно непременно завершить неотложные дела; Господь посылает к третьему, но тот отвечает, что он никак не может отложить семейные заботы ради безграничной, всеобъемлющей, вечной любви Божией. И если мы находим сей неотложный труд, из-за которого у нас нет времени для жизни с Богом, или который возбраняет нам идти в храм – в таком случае вечеря может не наполниться возлежащими.

Мы знаем из истории Церкви о людях, которые в свое время отказались быть христианами. Их воспитывали в вере, приводили в детстве в храм, но вступив во взрослую жизнь они, по тем или иным обстоятельствам, в том числе и по причине гонений на Церковь, отходили от Церкви и переставали не только причащаться, но и вообще посещать храм Божий, отказываясь называть себя верующими людьми. Но Господь всякий раз призывал новых людей. И никогда не было в истории Церкви, чтобы брачный пир не состоялся или не был наполнен возлежащими. Всегда совершалась и совершается Евхаристия, и всегда Господь на место ушедших и отпавших, отказавшихся участвовать в церковной жизни, призывает новых людей. Но те люди, которые отказываются от причащения Святых Христовых Таин, прежде всего, лишают самих себя того величайшего блага, которое даровал нам Сам Господь. Они лишают себя того соединения с Богом, которое происходит всякий раз, когда мы причащаемся Святых Христовых Таин, вкушая от сего небесного блаженства, что Он дарует нам уже в этой земной жизни.

В сегодняшней евангельской притче Господь также напоминает и о праздничной одежде, необходимой нам для участия в брачном пире. Для того, чтобы принять в себя Святые Христовы Тайны, мы должны приуготовить себя к причастию не только вычитыванием положенных молитв ко Святому Причащению, не только соблюдением установленных Церковью постов, но и всей нашей жизнью. Ведь причастие может быть как в жизнь вечную и во спасение, так и в осуждение для человека, который приступает к этому Святому Таинству с раздвоенными мыслями, в страстном состоянии, не очистившись от грехов и грязных помыслов, не дав себе зарок отказаться от греховной жизни и вступить на путь покаяния.

Вот почему в Русской Церкви с давних времен Таинству Причащения предшествует Таинство исповеди. И хотя, казалось бы, между этими таинствами нет прямой связи, тем не менее, Таинство исповеди естественным образом ведет человека к Таинству Святого Причащения, ибо в покаянии мы очищаем свою совесть, каемся в своих грехах, чтобы, получив разрешение от священника, с чистой совестью приступать к Святым Христовым Таинам.

Конечно, очень важно, чтобы Таинство исповеди предшествовало Таинству Причащения и брачному пиру, а не препятствовало участвовать в Господней Тайной Вечере, как это иногда бывает. Потому что иной раз человек, который решил причаститься на Литургии, приходит к ее началу, а то и позже, становится в очередь на исповедь и когда доходит до него черед, то оказывается, что Евхаристический канон уже прошел и наступает Святое Причащение. Если подходить к этому формально, то, конечно, раз человек исповедовался, то он может подойти и причаститься. Но, с другой стороны, мимо него ведь прошло все, что совершалось на этой Тайной Вечере : молитвословия и песнопения Божественной литургии, которые наилучшим образом готовят нас к причащению Святых Христовых Таин, ибо направлены на то, чтобы наша душа очистилась, просветилась, и мы смогли приступить к Святым Христовым Таинам в мирном и радостном настроении.

Будем стараться приходить на исповедь заблаговременно: или до начала Литургии, так, чтобы уже к началу Божественной службы исповедоваться и встать вместе с теми, кто молится за богослужением, или накануне, на всенощном бдении, для того, чтобы брачный пир Господень был для нас радостным и важным событием, и каждое слово Божественной литургии отложилось в нашем сердце; чтобы причащение Святых Христовых Таин – тот великий дар, который дал нам Господь наш Иисус Христос – стало для нас не в суд или в осуждение, но в жизнь вечную и бессмертную. Аминь».

 

Служба коммуникации ОВЦС