Продолжается паломническая поездка митрополита Волоколамского Илариона в Румынию
6 сентября 2014 года председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион, совершающий паломническую поездку по Румынии, посетил ряд обителей Молдовско-Буковинской митрополии Румынской Православной Церкви.
В сопровождении архиепископа Ясского, митрополита Молдовского и Буковинского Феофана, владыка Иларион прибыл в монастырь Воронец, основанный в XV веке святым благоверным воеводой Стефаном Великим. Обитель Воронец, наряду с монастырями Хумор, Сучевица, Арбор и Молдовица, всемирно известна своими фресками, которые покрывают стены храма не только изнутри, но и снаружи. Росписи перечисленных буковинских монастырей считаются шедеврами церковного искусства, по богатству и богословской глубине их сюжетов и необыкновенному изяществу исполнения.
Во вратах монастыря митрополита Илариона и сопровождающих его лиц встречали архиепископ Сучавский и Рэдэуцский Пимен и игумения Ирина с сестрами. Председатель ОВЦС осмотрел соборный храм во имя святого великомученика Георгия Победоносца. После этого он был приглашен для угощения в архондарик, где оставил запись в книге почетных гостей обители.
Затем митрополит Иларион, вместе с митрополитом Феофаном и архиепископом Пименом, посетил женский монастырь Хумор, где поклонился святыням монастырского храма в честь Воскресения Христова и осмотрел его росписи.
Следующим пунктом посещения стал величественный монастырь Сучевица, посвященный Вознесению Господню. История монастыря связана с династией молдавских воевод из рода Могила, из которого происходил почитаемый в обители святитель Петр (Могила), митрополит Киевский. Паломников радушно встречала игумения Михаила с сестрами обители. После посещения монастырского храма гостям была предложена трапеза.
Тепло попрощавшись с игуменьей и сестрами, митрополит Волоколамский Иларион и его спутники направились в мужской монастырь Путна. В Успенском соборе обители находится усыпальница святого воеводы Стефана Великого, а также гробницы членов его семьи. Поклонившись святому правителю молдавского народа,владыка Иларион проследовал в алтарь, где по просьбе игумена оставил памятную запись на форзаце богослужебного евангелия. После этого от лица братии обители его приветствовал игумен – архимандрит Варфоломей.
Отвечая на приветствие, митрополит Иларион сказал:
«Ваше Высокопреосвященство, владыка архиепископ Пимен!
Дорогой отец игумен, дорогие братья и все паломники монастыря!
Сердечно приветствую всех вас в этот день в этом святом храме. Я много раз посещал Румынию, но никогда еще не бывал в этих местах. Сегодня я посетил три знаменитых монастыря, ваш – четвертый, и увидел, как монашеская жизнь на протяжении многих веков преображала эту землю.Памятники монашеской духовности сохранились во внутренних и наружных фресках монастырей этого края, но самое главное – это то, что монашеская традиция в этих краях не прерывалась на протяжении многих веков.
Если обычным людям Господь дал заповедь плодиться и размножаться естественным путем (см. Быт.1.28), то монахи не рожают детей по плоти, но рождают их по духу. И нет такого земного механизма, который бы гарантировал, что монашеская жизнь будет сохраняться не только в этом поколении, но и в следующем, и через многие поколения. Монашество – сверхъестественное жительство — есть установление Божие, оно не может быть делом человеческим, поэтому его умножение происходит только по промыслу Божьему.
Каждый человек своим выбором уйти из мира пресекает продолжение своего рода, но при этом многие из людей, приняв монашество, впоследствии становились родоначальниками целых поколений других монахов. Таким был преподобный Паисий Величковский, во времена которого только в одном его Нямецком монастыре проживало более полутора тысяч монахов. Если же посчитать всех тех монахов, которых он духовно родил своим внутренним опытом, своей молитвой и святостью, если посчитать всех тех людей, что стали монахами благодаря трудам и подвигам его учеников, то речь идет о многотысячной армии, которая разошлась по разным городам и весям, ибо ученики преподобного Паисия жили и подвизались и в Румынии, и на Украине, и в России, и во многих других краях и странах. И в том, что сегодня монашеская традиция в этих краях не умирает, есть заслуга и преподобного Паисия и тех многих святых, которые подвизались на этой земле.
Монахи – это избранники Божии, которым Господь оказал особое доверие; они приняли в определенный момент своего жизненного пути решение всю свою жизнь без остатка отдать Богу, отказавшись от обычных земных благ, от возможности создать семью и рожать детей. Неслучайно среди монахов так много святых. Это те люди, которые говорят Господу: «Мы оставили все и последовали за Тобой». И Господь им говорит: «Вы, которые оставили все, получите и в этой жизни, и в будущей стократное воздаяние».
В современном мире непросто сохранять монашескую жизнь и монашеские обеты. Вся современная культура, по своей сути, является глубоко индивидуалистической, эгоистической, а значит и антимонашеской. Идеалы монашеской жизни – это не те идеалы, о которых ребенок узнает в светской школе или в светском университете. Монашеская жизнь всегда была борьбой, а в наше время особенно становится борьбой с духами злобы поднебесной, как говорил святой апостол Павел (см. Еф. 6.12). И для того, чтобы хранить монашеские обеты, требуется особая благодатная сила Божия, требуется сверхъестественная Божественная благодать, которая помогает нам нести наш монашеский подвиг в этих трудных условиях современного мира.
Ещё очень важно то, что монах – человек, который по своему образу жизни является одиноким – на самом деле не одинок, потому что он пребывает с Богом. Не одинок он и потому, что, лишая себя обычной человеческой семьи, он становится членом огромного всемирного монашеского братства. Каждая монашеская община должна быть семьей, большой или маленькой, состоит ли она из ста человек, или из пятидесяти, или из тридцати, или из трех.
Монашеское братство скрепляется любовью, но не той естественной любовью, которая возникает между мужчиной и женщиной, помогает им создавать семью и рожать детей, а той сверхъестественной любовью, что позволяет практиковать духовную жизнь с полным преданием себя Богу, и помогает Божьим служителям быть членами монашеского братства, сохраняя его единство. Об этой любви как источнике нашего монашеского бытия напоминают многие святые отцы-аскеты своим жизненным подвигом и своими писаниями. Одним из таких подвижников был преподобный Исаак Сирин, который жил в VII веке, но его писания сохраняют актуальность для монахов, а также и для многих верующих.
Я хотел бы в память о посещении вашего монастыря подарить для его библиотеки свою книгу о преподобном Исааке Сирине на румынском языке, а также книгу по догматическому богословию, так как мне известно, что многие ваши братья изучают богословие. Пусть Господь хранит всех вас, пребывающих в этой святой обители. Пусть Господь хранит всех паломников, всех, кто переступает порог этого храма».
Благословив насельников обители, митрополит Волоколамский Иларион выехал в монастырь Варатик. По пути он посетил пещеру преподобного Даниила Отшельника, духовного наставника святого благоверного воеводы Стефана Великого. Здесь он простился с архиепископом Сучавским и Рэдэуцским Пименом, поблагодарив его за гостеприимство, оказанное паломникам из Русской Православной Церкви в пределах его епархии.
У входа в монастырь Варатик митрополита Илариона и владыку Феофана встречали епископ Хушский Корнилий и игумения Жозефина с сестрами. С пением молитвословий и с зажженными свечами они сопроводили гостей к мощам преподобного Иосифа Варатикского, ученика преподобного Паисия Величковского и первого духовника обители. Поклонившись святыне, митрополит Волоколамский Иларион обратился к насельницам монастыря со словом назидания:
«Ваше Высокопреосвященство, владыка Феофан!
Ваше Преосвященство, владыка Корнилий!
Дорогая матушка игуменья!
Я очень рад возможности посетить ваш монастырь. Это очень необычный монастырь, когда приближаешься к нему, то кажется, что это обычная деревня. И тот, кто не знает, что здесь находится монастырь, особенно в позднее время суток может проехать мимо, думая, что проехал мимо обычной деревни. А между тем здесь, в разных домах проживает более 400 сестер, которые молятся друг за друга и за весь мир.
Вы встретили меня со свечами в руках, и это напомнило мне о смысле монашеской жизни. Господь говорит нам: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф.5.16). Жизнь каждого монаха или монахини подобна свече. Господь ожидает от нас, что мы будем светом для всего мира, и среди окружающей нас тьмы свеча каждого из нас будет освещать как наш путь, так и путь другим людям. Ведь неслучайно святой Иоанн Лествичник говорит, что свет инокам – ангелы, а свет мирянам – иноки.
Монастыри – это островки света в темном бушующем море человеческих страстей. Здесь, в этих стенах живут люди, которые борются со своими страстями и выполняют самую главную задачу человеческой жизни, которую сформулировал великий русский святой, преподобный Серафим Саровский: «Стяжи дух мирен и тысячи вокруг тебя спасутся». Некоторые задаются вопросом, какую пользу приносят монастыри и монашествующие? Ведь на первый взгляд кажется, что они ничего особенного не делают. Они выбирают путь одиночества, не создают семьи… Но при этом каждый монастырь становится местом притяжения не только для иноков или инокинь, но и для множества мирян. Что их притягивает в монастыри? Прежде всего, это дух мирный, который царит в монастырях и передается людям, приходящим сюда.
В окружающем мире бушуют человеческие страсти. Мы постоянно слышим о конфликтах, о войнах, об убийствах, преступлениях. Здесь, в монастыре, ведется только одна война – против дьявола и его приспешников. Каждый монах и монахиня являются воинами Христовыми. Мы боремся как за свои души, так и за души окружающих нас людей. Мы создаем свои островки святости, но святость от них распространяется и на окружающий мир. И сначала монахи преображают те места, в которых они живут, а затем и окружающий мир преображается по их образу.
Здесь, в этом регионе, на дорогах почти столько же указателей на монастыри, сколько на города и села. Это свидетельствует об очень глубокой вере румынского народа и об огромной силе монашеского опыта, который передается из поколения в поколение и не иссякает несмотря ни на какие притеснения и скорби.
Я желаю всем вам хранить дух мирен, который является сердцевиной монашеской жизни. Прошу вас молиться о мире во всем мире, особенно о мире в соседней стране Украине, – здесь совсем рядом украинская граница. Еще вчера на Украине лилась кровь. Слава Богу, мы услышали о достижении перемирия, но это только прекращение огня. А необходим глубокий и неотъемлемый мир, который наступит только тогда, когда люди научатся уважать друг друга, несмотря на разницу во взглядах, различие в языке, культуре; когда люди научатся любить друг друга по завету нашего Спасителя (см. Ин.15.17).
Желаю всем вам помощи Божией, и пусть Господь хранит вас и вашу святую обитель».
Затем высоким гостям был предложен ужин и отдых.
Обитель Варатик насчитывает 450 насельниц и является одним из крупнейших женских монастырей не только в Румынии, но и во всем православном мире.
Служба коммуникации ОВЦС
Далее по теме:
-
10.09.2014 03:45Завершилась паломническая поездка митрополита Волоколамского Илариона в Румынию
-
10.09.2014 03:05В Яссах состоялась презентация перевода книг митрополита Илариона на румынский язык
-
09.09.2014 00:27Митрополит Волоколамский Иларион принял участие в престольном празднике монастыря Ворона
-
08.09.2014 19:00Митрополит Волоколамский Иларион посетил Нямецкий монастырь
-
08.09.2014 18:48Митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в монастыре Пэнгэраць
-
07.09.2014 23:41Продолжается паломническая поездка митрополита Волоколамского Илариона в Румынию
-
06.09.2014 11:33Состоялась встреча митрополита Волоколамского Илариона с Блаженнейшим Патриархом Румынским Даниилом