Print This Post

25 мая 2014 года, в неделю 6-ю по Пасхе, о слепом, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в храме иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость», что на Большой Ордынке в Москве. Архипастырю сослужили клирики храма.

За богослужением пел Московский синодальный хор под управлением заслуженного артиста России А.А. Пузакова.

По запричастном стихе проповедь произнес клирик храма иерей Евгений Тремаскин.

По окончании богослужения митрополит Иларион обратился к верующим с архипастырским словом:

«Христос Воскресе!

В пасхальные дни мы слышим рассказы из Евангелия от Иоанна, которые повествуют нам о чудесах и о деяниях Спасителя. И сегодня мы слышали о том, как Господь наш Иисус Христос исцелил человека, слепого от рождения (см. Ин 9. 1-38). Евангелист Иоанн описывает эту историю во всех подробностях: рассказывает нам об этом человеке, повествует о том, как Господь отправил его на источник, чтобы тот омыл свои глаза и исцелился; знакомит нас с тем, что происходило после исцеления, когда Господь вновь встретил этого человека, уже прозревшего, и спросил его: «Веруешь ли ты в Сына Божия?» – и тот ответил: «Кто Он, чтобы мне веровать в Него?» На что Господь сказал: «Ты видел Его, и Он говорит с Тобою» (см. Ин. 9, 35-37).

Этот рассказ, как и другие в Евангелии от Иоанна, сопровождается глубоким богословским комментарием. Он является иллюстрацией к мысли, которую апостол Иоанн проводит в своем Евангелии: о том, что Господь есть свет миру (см. Ин. 9. 5). Если Бог есть свет, это значит, что Он привел людей в этот мир для того, чтобы они видели свет и приобщались к нему. Но свет бывает разный: материальный и духовный.

Свет материальный – это свет, который мы видим, когда поутру встречаем новый день, когда восходит солнце; это рукотворный свет, который мы зажигаем в наших домах, когда за окном наступают сумерки. Свет нерукотворный – тот Божественный свет, который невозможно возжечь никакими человеческими средствами и усилиями, ибо его возжигает Сам Господь. Этот свет, невидимый человеческому глазу, узревается очами души. И когда евангелист Иоанн говорит, что Бог есть свет и нет в Нем никакой тьмы (см. 1 Иоанн 1–5), это означает, что в Боге нет никакого зла и противоречия. Это означает, что Бог просвещает каждого человека, пришедшего в мир.

Бог является Творцом как света материального, так и света вечного, нематериального, который превосходит всякое материальное естество и сияет внутри человеческой души. К этому Божественному свету на протяжении многих веков приобщались подвижники, святители, преподобные – те люди, которых Господь удостаивал таинственных видений Божественного света.

Святитель Григорий Богослов в IV веке говорил о том, что светом является не только Бог, но и вся церковная жизнь: любой церковный праздник, каждое Таинство, всякое событие, которое совершается в Церкви. Сама встреча человека с Богом является встречей с Божественным светом.

В XI веке преподобный Симеон Новый Богослов в своих творениях описал, как многократно ему являлся Господь в виде Божественного света – того света, который созерцается не материальными человеческими очами – он созерцается внутри сердца и ума человеческого и преображает всего человека изнутри.

Божественный свет является, по учению Церкви, неприобщимым – он есть Божественная энергия. Это значит, что Бог всей Своей сущностью и естеством присутствует в этом свете. Об этом в XIV веке говорил святитель Григорий Палама в споре с еретиком Варлаамом Калабрийским, который утверждал, что нематериальный, Божественный свет физическими очами созерцать невозможно, и если какие-то подвижники на молитве его созерцают, значит, они видят некий материальный свет, некое видение, которое не является сверхъестественным или Божественным. И для того, чтобы объяснить этот парадоксальный опыт святых, святитель Григорий Палама говорил, что Бог является неприступным и недостижимым в Своей сущности, но в Своих энергиях, то есть в Божественных действиях, открывается нам, присутствует и действует среди нас. И Божественный свет, которым Он озаряет сердце человека, является той энергией, тем действием, в котором присутствует Сам Господь.

Когда мы читаем об исцелении слепорожденного, то слышим о том, как Господь отверз очи человеку, никогда не видевшему света материального, который вдруг увидел окружающий его мир: деревья, солнце, людей… Конечно же он, когда его жизнь настолько изменилась, не мог не сказать вопрошавшим его фарисеям: «От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному» (см. Ин. 9. 32). Но в то же время Спаситель отверз и духовные очи этого человека, и не случайно, встретив его еще раз, спросил, верует ли тот в Сына Божия. Ибо для того человека было недостаточно увидеть только материальный свет – ему нужно было исцелиться и от духовной слепоты и встретиться лицом к лицу с тем светом нематериальным, каковым является Сам Господь. Иисус Христос, когда встретил во второй раз исцеленного, отверз ему и духовные очи для того, чтобы тот уверовал, что Сам Господь является Сыном Божиим, что Тот, Кто исцелил его, и есть Сын Божий, в Которого надо веровать.

Таинственным и непостижимым образом Господь отверзает очи тысячам и миллионам людей – не только очи физические (что, конечно, случается крайне редко), но, прежде всего, очи духовные, что случается в Церкви постоянно. Это то ежедневное чудо, которое мы, пастыри Церкви, можем наблюдать на примере многих. Зачастую люди приходят в Церковь, не понимая, зачем они здесь; приходят, не зная самого главного: для чего они живут; приходят со множеством вопросов, недоумений или скорбей или жалобами на свою жизнь, на окружающий мир, окружающих людей и даже на Самого Господа Бога. И не всегда сразу, как это было со слепорожденным, Господь отверзает нам наши внутренние очи, помогает приобрести веру, без которой невозможно осознать смысл жизни, понять, зачем и для чего мы живем.

Когда Господь отверзает нам внутренние духовные очи, тогда мы в своем духовном опыте, в своей жизни встречаем Христа, Которого каждый из нас открывает по-своему – так, как Его открыл бывший слепой, когда спросил: «А кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него?» – и Господь ответил ему: «Ты видел Его и Он говорит с тобою» (см. Ин. 9. 36).

Мы с вами видели Господа, и Господь говорил с нами. Мы Его видели своим сердцем, своим духовным взором. Мы видели, как Он был распят на Кресте, как Он умирал и как воскрес.

Потому мы воспеваем в эти пасхальные дни: «Воскресение Христово видевше», а не только «Воскресению Христову веровавше», ибо действительно видели Воскресение Христово и знаем, что Христос воскрес; и никто нас не сможет в этом разубедить. Даже если вдруг кто-то скажет, будто наука доказала, что Христос не воскрес, если самые авторитетные ученые мира соберутся и примут решение, что такого не могло произойти, никто нас не разубедит в том, что Христос воскрес, потому что мы с вами, Воскресение Христово видевше, уверовали в Его воскресение. И после того, как мы уверовали, Господь говорит с нами через святое Евангелие, через события нашей жизни, через заповеди, которые Он нам оставил. И задача наша заключается в том, чтобы слышать слова Господа и исполнять их.

В пасхальные дни Церковь призывает нас обновить свой опыт веры, изменить свою жизнь, чтобы те плоды покаяния, которые мы приносили в дни Великого поста, в этот пасхальный период принесли нам радость от встречи с Господом нашим Иисусом Христом, Который отверз наши духовные очи для того, чтобы мы впредь не были слепыми и всегда созерцали нашими физическими очами свет материальный, Им созданный, а духовными очами – свет нематериальный, которым является Сам Господь наш Иисус Христос, воскресший из мертвых. Аминь.

Христос Воскресе!»

Служба коммуникации ОВЦС