Print This Post

19 января 2012 года, в праздник Крещения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке.

Владыке Илариону сослужили сотрудники ОВЦС в священном сане и клирики храма.

Перед великим освящением воды митрополит Иларион обратился к присутствующим со словом проповеди:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры! Сегодня мы празднуем Святое Богоявление — Крещение Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

В Древней Церкви не было праздника Рождества Христова, но был  праздник Богоявления, когда одновременно воспоминалось и Рождение Спасителя от Пресвятой Девы и от Святого Духа, и Его Крещение от Иоанна в водах Иорданских.

Однако уже в III веке на Западе и в IV веке на Востоке появляется праздник Рождества Христова, а праздник Богоявления становится воспоминанием именно о пришествии Господа Иисуса Христа на Иордан и Его Крещении от Иоанна Предтечи.

Мы сегодня слышали евангельский рассказ об этом событии. Мы слышали о том, как Господь Иисус Христос пришел к Иоанну и тот возбранял Ему, потому что к Иоанну приходили грешные люди: они крестились в покаяние, и  омовение в водах Иордана было символом того, что через покаяние они очищались от своих грехов.

Иоанн говорил народу: «Я крещу вас водою, но идет Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» (Лк. 3. 16). И когда пришел Тот самый ожидаемый Мессия – Спаситель мира Христос, Иоанн, движимый Духом Божиим, не допускал Его к крещению, потому что Спаситель мира не нуждался в покаянии, не нуждался в очищении грехов, ибо их не было у Него. Но Господь сказал: «Так надлежит нам исполнить всякую правду, дозволь Мне креститься» (см. Мф. 3. 15). И тогда Иоанн уже по послушанию Божественной воле допускает Его креститься. Но крестился Христос не во очищение от грехов, а для того, чтобы открыть путь к вечной жизни для всякого человека и для того, чтобы Своим Божественным присутствием освятить воды Иордана.

И вот Господь Иисус Христос сходит в эти воды, отягощенные человеческим грехом, и люди, которые присутствуют при этом, видят Его в водах Иорданских, слышат голос Бога Отца, глаголящий: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3. 17), видят Духа Святого, Который нисходит в виде голубя и почивает на главе Божественного Спасителя.

Этот праздник называется Богоявлением именно потому, что в тот момент, который мы воспоминаем ныне, человечеству явился Бог — не так, как Он являлся в древние ветхозаветные времена, когда Моисей видел Его сзади, когда люди слышали громы и зрели молнии. Бог явился в Трех Лицах – Отца, Сына и Святого Духа. И все Три Лица Святой Троицы, которые есть не три Бога, но Единый Триипостасный Бог, Себя проявили для того, чтобы людям было явлено новое откровение о Боге: о том, что Бог Един в Трех лицах, что Бога Отца невозможно увидеть, но голос Его можно услышать, что Бог Сын является Воплощенным Словом Божиим, Которое являет нам божественный лик человека и человеческий лик Бога, о том, что Святой Дух, Который присутствовал и участвовал в сотворении мира, присутствует и участвует в жизни каждого человека и благословляет его на начало всякого дела.

Господь Иисус Христос пришел на Иордан к Иоанну как человек, который выходил на проповедь, который нуждался в благословении старшего, в помощи Святого Духа. И Святой Дух нисходит на Него, чтобы укрепить Его в предстоящей миссии, в предстоящей проповеди и в предстоящем Ему подвиге крестной смерти за род человеческий.В этот момент единство Святой Троицы проявилось в наивысшей степени. Мы знаем, что Три Лица Святой Троицы пребывают в полной гармонии и в полном единомыслии, между Ними не может быть какого-либо противостояния, и даже когда Господь Иисус Христос молился в Гефсиманском саду Своему Отцу и говорил: «Если возможно, да минует Меня чаша сия»,  — Он говорил это как человек страждущий и боящийся смерти, но тотчас же продолжил как Богочеловек и Бог Воплотившийся: «Не Моя воля, но Твоя да будет» (см. Мф. 26. 39), ибо воля у Трех Лиц Святой Троицы едина — это единая воля, которая проявляется в жизни человечества, ведомого Богом Троицей ко спасению.

Несколько дней назад, празднуя Рождество Христово, мы вспоминали о том, что, когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего Единородного в мир для того, чтобы мир был спасен через Него. И сегодняшний праздник говорит нам об одном из важнейших этапов домостроительства спасения: Крещение Господа Иисуса Христа было не просто событием, которое прошло и осталось в памяти людей, — оно положило начало Таинству крещения, которое совершается сегодня над каждым уверовавшим во Христа и без которого невозможно стать членом Церкви. И мы, вспоминая Крещение Иисуса в водах Иорданских, вспоминаем также и наше собственное крещение, которое открыло нам путь к жизни вечной, ибо именно через крещение человек соединяется с Богом, становится членом Церкви, именно это Таинство является дверью ко всем другим Таинствам Церкви, в том числе и к святейшему Таинству Евхаристии, которое соединяет нас с Богом не только духовно, но и телесно через причащение Святых Христовых Таин.

Если бы Господь не крестился от Иоанна в водах Иорданских, не было бы и Таинства крещения, доступного для каждого из нас. Господь Иисус Христос Своим Божественным присутствием освятил воды Иорданские, и в память об этом событии мы будем освящать воду, как это делали вчера; тысячи людей вчера и сегодня погружаются в хладные воды, чтобы особым образом почувствовать благодать Божию, присутствующую в эти дни в воде, и для того, чтобы получить отпущение грехов.

Все мы, дорогие братья и сестры, пришли в Церковь через крещение, для всех нас крещальная купель стала баней пакибытия.

И сегодня, вознося молитвы о том, чтобы Святой Дух сошел на нас и на воду, которую мы будем освящать, подобно тому, как Он сошел на главу Господа Иисуса, когда Господь крестился от Иоанна, мы будем просить Бога о том, чтобы Он очистил все наши грехи, очистил душевную и телесную скверну, чтобы благодать Святого Духа коснулась и наших сердец, чтобы жизнь наша преобразилась и обновилась, и чтобы вода, которую мы сейчас освятим, стала для нас великой святыней и источником воды, текущей в жизнь вечную. Аминь.

Служба коммуникации ОВЦС