Print This Post


14 февраля 2010 года, в Прощеное воскресенье, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион возглавил Божественную литургию в храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».

По окончании богослужения владыка Иларион обратился к верующим с проповедью. Напомнив, что в этом году на Прощеное воскресенье переносится празднование Сретение Господня, архипастырь сказал:

«В праздник Сретения мы вспоминаем событие, которое произошло вскоре после рождения Господа Иисуса Христа: когда Пресвятая Дева Богородица и праведный Иосиф принесли Богомладенца в храм, здесь их встретил праведный Симеон – человек, который многие десятилетия служил при храме и которому было обещано, что он не увидит смерти, пока не узрит своими глазами Христа Спасителя. И вот праведный Симеон взял на руки Младенца и обратился к Нему со словами, которые мы произносим в наших вечерних молитвах, которые звучат на богослужении: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром, яко видеста очи мои спасение Твое».

Для человека, который встретился в своей жизни со Спасителем, осуществился смысл жизни, ибо все наше пребывание в этом мире есть не что иное, как ожидание встречи с Господом. Эта конечная встреча произойдет уже тогда, когда мы перейдем за черту, отделяющую нас от мира иного, но уже сейчас, в этой жизни, Он дает нам возможность встречаться с Ним в молитве, в богообщении и, в особенности, в причащении Святых Христовых Тайн, ибо всякий раз, принимая Причастие, мы принимаем внутрь себя Самого Господа Спасителя, и наши очи, подобно очам праведного Симеона, созерцают Спасителя мира. Всякий раз когда, мы, священнослужители, причащаемся в алтаре Святых Христовых Тайн и берем в свои руки Тело Христово, мы вспоминаем слова, которые звучали сегодня: «Не старец Меня держит, но Аз держу его». Когда мы причащаемся Тела и Крови Христовых, вновь происходит то, о чем мы воспоминаем в праздник Сретения Господня: не мы держим Господа внутри себя, но Он принимает нас внутрь Своей Божественной жизни; Он вводит нас в самые глубины общения с Собой, и мы соединяемся с Ним духовно и телесно – вот то Сретение, которое происходит в жизни каждого из нас, вот та встреча, которая доступна нам, когда мы приходим в храм.

Подобно Пресвятой Богородице, Которая приняла внутрь Себя Самого Спасителя мира – Младенца Иисуса, – мы принимаем внутрь себя Его Пречистое Тело и Его Честную Кровь. Подобно праведному Симеону, который держал на руках Богомладенца Христа, мы держим Пречистое Тело и Честную Кровь Спасителя и через причащение Святых Христовых Тайн приобщаемся вечной жизни. Наши очи созерцают мир иной, который существует параллельно с этим земным миром, созерцают мир, в который каждый из нас один за другим перейдет – кто-то раньше, кто-то позже, где мы все встретимся со Христом и друг с другом.

Святая Церковь неустанно напоминает нам об этой Божественной реальности. Напоминает через праздники, через Таинства и через Великий пост, который начинается завтра и продлится семь недель. Он приведет нас к празднику Светлого Христова Воскресения, когда мы встретим лицом к лицу Господа, воскресшего из мертвых и поправшего Своею смертью человеческую смерть.

Поприще Великого поста – это время покаяния, время, когда Церковь призывает нас задуматься о смысле нашей жизни, заглянуть внутрь себя, ощутить свое недостоинство, свою недостаточность, беспомощность, греховность и принести Богу достойные плоды покаяния.

Путь Великого поста начинается в воскресенье, которое в народе называется Прощеным. В этот день все мы по древней церковной традиции должны друг друга простить за то, чем мы друг перед другом виноваты, а испросить и получить прощение – это необходимое условие для того, чтобы начать подвиг Великого поста, подвиг покаяния.

Покаяние есть не просто раскаяние в своих грехах. Мы знаем, что Иуда, когда предал Господа, раскаялся, но это раскаяние не было для него спасительным, потому что Иуда не сделал ничего для того, чтобы исправить свою ошибку; он не принес покаяние Богу, а, осознав свой грех, впал в отчаяние и покончил с собой.

Церковь нас призывает к покаянию, то есть не только к раскаянию в том, что мы сделали греховного, но и к тому, чтобы мы изменили свое отношение к жизни, к ближним, чтобы мы исправили свои ошибки, прежде же всего исправили проступки, которые совершили по отношению к другим людям. Их мы можем исправить, испросив прощение у ближних своих».

В преддверии Великого поста митрополит Волоколамский Иларион испросил прощения у прихожан от себя и клириков Скорбященского храма, настоятелем которого он является:

«Прежде всего, прошу вас простить за то, что мы, священнослужители, не всегда бываем на высоте нашего служения: мы не всегда находим в себе физические и духовные силы, чтобы быть достаточно внимательными к вашим нуждам, чтобы каждого из вас принять в свое сердце, принять скорбь и радость каждого из вас. Человеческих наших сил не хватает на то служение, которое нам вверено, и  Божественная благодать приходит к нам, не всегда мы ее ощущаем в должной мере, не всегда в должной мере придаем себя в руки Божии; часто надеемся лишь на свои силы, а их не хватает.

Просим у вас прощения и просим вас также простить друг друга. Пусть каждый из нас в этот день задумается, перед кем мы виноваты и кто перед нами виноват, потому что прощение – это двойной процесс: мы прежде всего должны просить прощения у тех, кого обидели, у тех, кому вольно или невольно нанесли вред, у тех, по отношению к кому мы не смогли явить достаточно любви, доброты, смирения – добродетелей, которых ожидает от нас Господь. При этом мы также должны простить и  наших обидчиков – тех, кто вольно или невольно причинил зло, кто нанес нам обиду; простить тех, по отношению к которым в сердце храним негодование, злопамятство или скорбь.

Мы должны полностью освободиться от этого гнета в отношениях с другими людьми, чтобы с чистой совестью, со спокойным сердцем, с миром в душе вступить на путь Великого поста. Дабы принести, по слову Священного Писания, достойный плод покаяния».

Поздравив священнослужителей и прихожан с праздником Сретения Господня и приближением Великого поста, владыка Иларион пожелал всем с помощью Божией пройти предстоящее поприще, чтобы выйти из этого поста духовно обновленными и просветленными, достойными того, чтобы встретить Воскресшего Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.

Служба коммуникации ОВЦС