Print This Post

4 января 2021 года, в день памяти великомученицы Анастасии Узорешительницы и преподобного Никифора Прокаженного, пред Рождеством Христовым, святых отец, день памяти святителя Петра, митрополита Киевского, Московского и всея Руси, чудотворца, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в столичном храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке.

Архипастырю сослужили клирики храма.

На Литургии на сугубой ектении прозвучали молитвенные прошения в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции.

Затем митрополит Иларион вознес молитву, во время распространения вредоносного поветрия чтомую.

По окончании богослужения владыка Иларион обратился к верующим со словом проповеди:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Приближаясь к празднику Рождества Христова, мы слышим евангельские повествования и поучения Господа нашего Иисуса Христа.

Сегодняшнее чтение из Евангелия от Марка посвящено тому, как мы должны преодолевать соблазны и бороться с ними. Господь говорит: «Если глаз твой соблазняет тебя, вырви его: лучше тебе с одним глазом войти в Царствие Божие, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную» (Мк. 9. 47). «Если соблазняет тебя рука твоя, отсеки ее: лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неугасимый» (Мк. 9. 43).

Господь Иисус Христос, используя характерный для Него образный и аллегорический язык, говорит нам о том, как мы призваны преодолевать соблазны и искушения, коренящиеся в нашем человеческом естестве. Ведь человеку так же трудно отвыкнуть от вредной привычки и от греховного навыка, как и отсечь собственноручно ногу или руку, или вырвать свой глаз. Грехи и пороки, греховные склонности и дурные привычки порой настолько глубоко укореняются в естестве человека, что их очень трудно искоренить.

Многие люди ходят на исповедь годами и исповедуют одни и те же грехи, с которыми не могут справиться. Думаю, что каждый из нас знает в себе слабые места, греховные и порочные склонности. Они у всех разные. Есть люди, которых некоторые грехи совершенно не касаются. Они даже удивляются: как можно согрешать таким грехом. Но в то же время их касаются какие-то другие грехи. И то, что другим дается легко, им дается трудно, и наоборот.

Церковью для того и установлено таинство исповеди, чтобы каждый из нас смог прийти к духовному Врачу и получить именно те лекарства, которые нам необходимы: одному необходимы одни таблетки, другому – другие, третьему нужда капельница, четвертому требуется госпитализация. И у Церкви есть все возможности помогать человеку, чтобы он достиг духовного здоровья.

Господь наш Иисус Христос – Врач душ и телес наших. Приходя на исповедь, мы каемся в своих грехах не священнику, а Богу. Поэтому Господь знает все грехи, которые мы можем исповедать Ему, и на исповеди не требуется многословное разглагольствование о наших грехах, а тем более о чужих грехах. Ведь очень часто человек приходит на исповедь, а священник слушает его и не понимает, свои ли он грехи исповедует или же о чужих рассказывает, или же он просто пришел поговорить о жизни, обсудить и решить свои проблемы.

Исповедь существует не для того, чтобы во время нее решать свои проблемы, обсуждать новости, обсуждать или осуждать других людей. Исповедь нам дана, чтобы вместе со священником попытаться поставить себе диагноз и в соответствии с ним получить лекарство от Самого Врача душ и телес наших.

У каждого из нас есть греховные болезни, от которых мы нуждаемся в исцелении. Сердце каждого из нас склоняется то в сторону одного соблазна, то в сторону другого. И Господь напоминает нам о том, что пока мы не очистим свое сердце, не исцелим свою душу, не впустим в наше сердце и в нашу душу Самого Господа, Который будет их изнутри наполнять Своим присутствием и исцелять, до тех пор мы не станем наследниками Царства Небесного. Точно так же, как физическое здоровье и болезнь отчасти зависят от внешних обстоятельств, но во многом и от самого человека, так и духовное здоровье и болезнь, а значит и последующая судьба в вечности, тоже во многом зависят от самого человека.

Сегодня, в связи с эпидемией, которая продолжается, мы часто слышим призыв: если вы чувствуете малейшие признаки какого-либо заболевания, не ждите, пока оно укоренится в вас, а сразу идите к врачу. Потому что вам покажется, что это обычный насморк или кашель, но может оказаться, что это вирус, опасный для вашей жизни и для жизни окружающих.

Точно так же дело обстоит и в духовной жизни — чем скорее мы научимся отсекать соблазны, греховные помыслы и искушения, тем более благоуспешными мы будем в духовной жизни. Никакой соблазн не укореняется в сердце и душе человека одномоментно. Это всегда длительный, иногда многолетний процесс, и на каждом этапе этого процесса мы можем остановить вхождение в нас греховного помысла или соблазна.

Святые отцы учат нас, что любая страсть и любая греховная наклонность начинается с одного простого помысла, который может зародиться где-то в глубинах нашей души или нашего ума, а может вообще прийти извне под влиянием внешних обстоятельств или же бесовского воздействия. Если мы этот помысл отсекаем, мы не даем ему укорениться в нашем сердце, а если принимаем, начинаем с ним собеседовать, рассматривать его и изучать, и получать удовлетворение от всего этого, то чем дольше мы находимся рядом с ним, тем глубже он проникает в нас и тем труднее его потом искоренить. Точно так же, как и болезнь, которая на начальной стадии часто поддается быстрому лечению, но на более поздней стадии, когда она уже глубоко вошла в организм и поразила его, ее трудно победить.

Господь призывает нас отсекать соблазны и следовать по пути исполнения Его заповедей. Он напоминает нам об этом и через евангельское чтение, и через чтение послания апостола Павла к евреям, которое сегодня повторяет во многом вчерашнее чтение, потому что вчера была Неделя пред Рождеством Христовым и мы слышали слова из 11 главы послания к евреям. И сегодня, за два дня до Рождества Христова, мы вновь слышим о вере Авраама, Исаака, Иакова, Моисея и других ветхозаветных праведников. А сегодняшний церковный календарь прилагает к ним и новозаветных праведников, которые жили в разные эпохи. Среди них – святая Анастасия Узорешительница, которая пострадала на рубеже III и IV веков в гонения императора Диоклетиана. И преподобный Никифор Прокаженный, который жил в XX веке и явил подвиг терпения и смирения, перенося тяжелую физическую болезнь. И сегодня мы слышим о том, как он помогает людям, пораженным тяжелой болезнью, тяжелым вирусом.

В нашем святом храме есть частица мощей обоих святых – и Анастасии Узорешительницы, и преподобного Никифора Прокаженного. Давайте будем молиться этим святым о том, чтобы нам сподобиться исцеления не только от телесных болезней, но и от душевных недугов. Чтобы нам преодолевать соблазны и искушения, которые встречаются на нашем жизненном пути, быть верными учениками Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, и наследовать не геенну огненную, а Царствие Небесное. Аминь.

Храни вас всех Господь».

 

Служба коммуникации ОВЦС