Print This Post

3 января 2021 года, в Неделю 30-ю по Пятидесятнице, пред Рождеством Христовым, святых отец, день памяти святителя Петра, митрополита Киевского, Московского и всея Руси, чудотворца, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в столичном храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке.

Архипастырю сослужили клирики храма.

На Литургии на сугубой ектении прозвучали молитвенные прошения в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции.

Затем митрополит Иларион вознес молитву, во время распространения вредоносного поветрия чтомую.

По окончании богослужения владыка Иларион обратился к верующим со словом проповеди:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В Неделю пред Рождеством Христовым, святых отец, мы вспоминаем всех ветхозаветных сродников, предков Спасителя по плоти – тех, которые перечислены в родословной Господа Иисуса Христа, с которой начинается Евангелие от Матфея.

Многие люди, открывая Евангелие от Матфея, пропускают эти имена и начинают свое чтение со слов: «Рождество Иисуса Христа было так» (Мф. 1. 18). Слушая эти имена, мало что говорящие современному человеку, некоторые могут спросить: зачем их читать вслух? Зачем их читать за богослужением? Что назидательного или поучительного в этом перечислении имен?

Но Церковь неслучайно установила чтение родословной Господа Иисуса Христа в воскресенье, предшествующее празднику Рождества Христова, ибо за каждым из этих имен стоит целая история не только человеческой жизни, а жизни человека, которая вошла в наше Священное Писание – в ветхозаветные книги.

«Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его» (Мф. 1. 2). Только эти несколько имен объемлют собой всю библейскую книгу Бытия, где рассказывается об Аврааме, Исааке, Иакове, Иуде и его братьях; рассказывается о том, как верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие, и пошел, не зная, куда; как Авраам получил обетование, что от него родится наследник, когда он уже был в преклонных летах; как этого наследника, когда тот уже подрос, Бог приказал Аврааму принести в жертву, и тот, не колеблясь, пошел на гору, куда повелел ему Господь, чтобы там принести своего сына во всесожжение. В Книге Бытия рассказывается и о многих других ветхозаветных праведниках, которые были предками Господа Иисуса Христа по плоти.

Не случайно также сегодняшнее апостольское чтение выбрано из послания к евреям, а именно – из 11 главы этого послания, где говорится о вере, и в пример веры приводятся те же ветхозаветные праведники. Апостол Павел напоминает нам о том, как Авраам совершил подвиг веры. Он также напоминает нам и о других ветхозаветных праведниках, о том, что они не получили обетования, «потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства» (Евр. 11.40).

Эти странные и малопонятные слова апостола Павла говорят о том, что вся священная история Ветхого Завета была лишь предысторией нашего спасения. Более того, ветхозаветные праведники жили надеждой на то, свидетелями чего мы с вами являемся. Они не без нас получили исполнение обетования, потому что произошло оно в Новом Завете, участниками которого являемся и мы с вами.

Вот какие удивительные слова апостола Павла звучат в сегодняшнем апостольском чтении. И они помогают нам понять, почему так важно прочитать перед Рождеством Христовым родословную Господа нашего Иисуса Христа.

Родословная нашего Спасителя свидетельствует о том, что Иисус Христос – дитя рода человеческого. Он – Сын Божий Воплотившийся, но Он и Сын Человеческий. И как у каждого человека, у Него есть Своя родословная, хотя Он и родился чудесным образом от Духа Святого и Марии Девы, то есть родился от Девы без участия мужа. Тем не менее, по закону Он был вписан в человеческую родословную, которую мы сегодня и слышим.

Евангелисту Матфею было очень важно показать, что Иисус Христос не только представитель человеческого рода, но и Сын Своего народа. Поэтому родословную Христа он начинает не от Адама, как это мы видим у Луки, а от Авраама. Евангелист Матфей называет Иисуса Христа Сыном Давидовым и Сыном Авраамовым, а Его родословную делит на три части – от Авраама до Давида, от Давида до переселения в Вавилон, и от переселения в Вавилон до Иисуса Христа.

Таким образом, Матфей напоминает и о царе Давиде, который был величайшим правителем в истории израильского народа, создал Израильское царство, которое при нем достигло могущества. Но, как и всякий человек, царь Давид имел свои слабости и грехи. У каждого человека есть слабости. Слабостью царя Давида было влечение к женщинам. Хотя в этом он не был ограничен и имел огромное количество жен и наложниц, он возжелал женщину, которая принадлежала другому мужчине, и совершил преступление, став, по сути, убийцей ее мужа. После чего он взял эту женщину, и она родила ему сына.

Об этом тоже упоминается в родословной Иисуса Христа, но говорится уже не как о примере веры, а как о примере того, что в жизни человека вера в Бога сочетается с человеческой греховностью. Эта греховность была свойственна и тем, кто упомянут в родословной Господа Иисуса Христа. Ибо Христос пришел на землю взять на Себя наши грехи и понести болезни. Поэтому Он подъемлет на Себя всю человеческую родословную – не только с ее праведностью, верой, которая была явлена ветхозаветными праведниками, но и с грехами, которые были также в их жизни, и которые Своей смертью должен был искупить Сын Божий.

Вот о чем напоминает нам это чтение. Поэтому не будем думать, что перечисление имен в начале Евангелия от Матфея имеет какое-то второстепенное значение. Когда мы читаем Евангелие от Матфея, не будем пропускать эти имена, а лучше задумаемся о том, что каждое из них означает, и постараемся найти это имя в Ветхом Завете и прочитать историю этого человека. Тогда совершенно по-другому раскроется для нас все Евангелие, а не только его начало.

Представьте себе, что вы приходите в библиотеку, где на полках стоит множество книг. Вы видите на корешках этих книг имена авторов и название произведений. Но если вы не читали эти произведения и имена авторов вам ни о чем не говорят, то для вас все эти стеллажи с книгами будут ничем иным, как мебелью, которая стоит вдоль стен, и на которую можно не обращать внимания.

А теперь представьте, что вы приходите в эту же библиотеку, прочитав все книги, и вы знаете, кто их авторы и о чем идет речь в каждой из этих книг. Тогда вы будете совсем по-другому взирать на эти книги. И уже одно только название каждой из книг вам напомнит о человеческих историях и драмах, которые в них сокрыты.

Точно так же и с родословной Господа Иисуса Христа. На первый взгляд, она содержит только перечисление имен, но за каждым из них стоит драма как взаимоотношений человека и Бога, так и человеческой жизни. А самое главное – что эта родословная перечисляет тех людей, чьи грехи вместе с нашими грехами понес на Себе Господь наш и Спаситель Иисус Христос.

Готовясь к празднику Рождества Христова, до которого осталось совсем немного, перечитаем страницы Ветхого Завета, повествующие о предках Господа Спасителя. Перечитаем евангельскую историю Господа Иисуса Христа. Перечитаем послание апостола Павла к евреям, которое не случайно предлагается нам Церковью для внимательного вслушивания в эти предрождественские дни.

Подумаем о том, как благоволение Божие было явлено на ветхом Израиле, а теперь явлено на новом Израиле – Церкви Христовой, членами которой мы с вами являемся, в том числе и для того, чтобы  представители ветхого Израиля, о которых мы сегодня слышали, не без нас получили обетование. Аминь.

Храни вас всех Господь».

Служба коммуникации ОВЦС