Print This Post

2 января 2021 года, в день памяти священномученика Игнатия Богоносца и праведного Иоанна Кронштадтского, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в столичном храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке.

Архипастырю сослужили клирики храма.

На Литургии на сугубой ектении прозвучали молитвенные прошения в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции.

Затем митрополит Иларион вознес молитву, во время распространения вредоносного поветрия чтомую.

По окончании богослужения архипастырь обратился к верующим со словом проповеди:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня святая Церковь празднует память двух святых, один из которых жил в конце I — начале II века, на заре существования христианской Церкви, а другой жил во второй половине XIX — начале XX века. Cоответственно, их разделяло восемнадцать веков. Но каждый из них в свое время явил беспримерный подвиг святости.

Священномученик Игнатий Богоносец был епископом Антиохийским. Когда началось очередное гонение на христиан, он был приговорен к смертной казни, которая должна была состояться в Риме. Игнатий Богоносец должен был пройти пешком из Антиохии в Рим несколько тысяч километров в сопровождении стражников, которые должны были передать его другим воинам, а те – отдать на съедение львам. В древнем Риме существовала забава, когда люди собирались на стадион, а приговоренного или несколько приговоренных к смертной казни выпускали на середину арены. Голодные львы выскакивали из нескольких мест, бросались на этих людей, и на глазах у тысяч зрителей, собравшихся, чтобы на это все посмотреть, пожирали этих несчастных. Таким казням предавали христиан.

Мы, может быть, мало что узнали бы об Игнатии Богоносце, если бы не послания, которые он направлял Церквам, идя по пути из Антиохии в Рим. Эти послания сохранились до нашего времени. Как и послания святого апостола Павла, они являются одними из самых ранних памятников христианской письменности и свидетельствуют о мужестве этого святого перед лицом испытаний.

Перед своими физическими очами Игнатий Богоносец имеет стражников, которые, как свирепые львы, стерегут его, чтобы он никуда не сбежал. Но перед его духовным взором стоит Господь Иисус Христос, и в своих посланиях к разным Церквам он пишет о том, что означает Христос для него и что должен означать Христос для каждого человека. Он говорит: «Мой дух – в прах пред Крестом, который для неверующих соблазн, а для нас спасение и вечная жизнь». Он пишет римлянам, которые ожидают с нетерпением его прибытия, и просит их не ходатайствовать перед местными властями об освобождении его от смертной казни. Он говорит: не оказывайте мне эту несвоевременную услугу, дайте мне возможность быть съеденным этими зверьми. Наоборот, надо их раздразнить, чтобы они были голодные, чтобы они сразу на меня набросились, чтобы не произошло того, что я слышал, случилось с некоторыми нашими, когда их вывели на арену, а львы их не тронули. «Я – пшеница Господня, и пусть будет она размолота зубами зверей, чтобы стать мне чистым хлебом Христовым», – пишет епископ-мученик.

Церковное предание свидетельствует о том, что Игнатий Богоносец действительно был казнен таким варварским способом. Но его святые писания, которые он нам оставил, говорят нам о примере безграничной веры и о том, что человек, проникшийся этой верой во Христа, напитавшийся Хлебом, сшедшим с небес через святую Евхаристию, способен на великие подвиги и не боится смерти.

В посланиях священномученика Игнатия Богоносца разъясняются и многие другие темы. Он говорит о том, как важно всем верующим сохранять верность епископу, как важно причащаться Святых Христовых Таин. Очень много в его посланиях, написанных в таких трудных обстоятельствах, мы узнаём о жизни раннехристианской Церкви.

Память другого святого – Иоанна Кронштадтского, – которая также сегодня празднуется, переносит нас в совсем недавние времена. Церковь не была гонимой, христиан не отдавали на съедение диким зверям, но, тем не менее, вокруг Церкви свирепствовала буря, потому что в нашей стране «бесы» разных мастей готовили революцию. Эти люди принадлежали к разным сословиям, но в основном это были представители российской аристократии и интеллигенции. Они готовили революцию – некоторые сознательно, другие бессознательно, просто развращая умы людей всякими лжеучениями.

Нашей стране был явлен великий угодник Божий – святой праведный Иоанн Кронштадский. В отличие от многих святых он не был ни святителем, ни преподобным, ибо не имел ни епископского сана, ни монашеского пострига. Он не был мучеником, ибо никто не мучил его, а, наоборот, как казалось, жил он в сытости и довольстве, носил дорогие облачения, имел много денег и щедро делился ими с людьми. Не был он и благоверным князем, потому что не обладал земной властью.

Всю свою жизнь Иоанн Кронштадский был приходским священником, но, конечно, не совсем простым и не совсем обычным. Каждый день он служил Божественную литургию. Подвижник просыпался, вставал на молитву, а затем шел в храм, где и в будни, и в праздники его ждали толпы людей. Он пламенно и горячо молился за Божественной литургией и духовными очами созерцал Господа. Ежедневно он причащался Святых Христовых Таин, и верующие, которые участвовали в совершаемых им богослужениях, тоже причащались каждый день.

Частое причащение было весьма необычно для того времени, ибо тогда было принято редко приступать к причастию. Большинство православных христиан причащались раз в год Великим постом, а потом на работу приносили справку о том, что они были у исповеди и у причастия, чтобы никто не сомневался в их благонадежности. Самые благочестивые причащались пять раз в год – на свой день ангела и в четыре поста. Но причащаться каждое воскресенье, а тем более, каждый день, по тем временам было неслыханным новшеством. Святого Иоанна Кронштадтского многие осуждали за это. Но он напоминал людям о том, что Святые Тайны, Тело и Кровь Христовы, – пища для души и тела, которая дается человеку Богом. И если человек подготовился к причастию Святых Христовых Таин, если он горит желанием соединиться с Господом, то для него нет препятствия причащаться хоть каждый день. Лишь бы душа его была очищена подвигом покаяния.

Как и священномученик Игнатий Богоносец, святой праведный Иоанн Кронштадтский оставил после себя писания. Это, во-первых, его духовный дневник «Моя жизнь во Христе», который он вел на протяжении многих лет. Части этого дневника издавались при его жизни, так же, как и его проповеди, беседы, поучения, воззвания к пастве.

Иоанн Кронштадский много сил отдавал борьбе против лжеучений и революционных настроений. Он предчувствовал, к чему ведут Россию революционеры и либералы. Он чувствовал опасность, которую таит в себе лжеучение Льва Толстого, и на протяжении многих лет очень жестко обличал этого великого писателя и великого лжеучителя. До последних дней своей жизни, пламенея любовью к Богу, отец Иоанн проповедовал Христа Распятого и Воскресшего, и приводил людей ко Христу.

Господь наделил его многими духовными дарами, в том числе и даром чудотворений. Многие чудеса были засвидетельствованы. Но, конечно, те люди, которые готовили в России революцию, не были убеждены этими чудесами. Они во всем этом видели только шарлатанство и кликушество. Как и многие пророки, которые приходили, но становились гласом вопиющего в пустыне и не были услышаны в своем Отечестве, святой праведный Иоанн Кронштадтский в итоге не был услышан и на долгие годы после революции был вычеркнут из народной памяти. Даже в официальном печатном органе Русской Православной Церкви «Журнале Московской Патриархии» не позволялось упоминать об этом выдающемся пастыре. И только после того, как в стране настала религиозная свобода, вспомнили об этом великом праведнике, и он был причислен к лику святых.

Сегодня мы вспоминаем святого праведного Иоанна Кронштадского как одного из пророков, которых Господь посылал нашему народу. Его пророческое слово продолжает звучать через его книги. Каждый из нас, кто пожелает, может к этим книгам обратиться. Они изданы и в печатном виде, и есть в интернете.

В писаниях святого праведного Иоанна Кронштадтского каждый православный христианин найдет для себя много полезного. Прежде всего, он напоминает нам о реальности Бога и Царства Небесного. Он говорит о том, что в молитве мы должны ощущать присутствие Бога Живого. Если мы произносим имя Божие, то в нем присутствует Сам Господь. Если совершаем крестное знамение, то в нем – Сам Господь Иисус Христос, распятый на кресте. Когда мы лобызаем икону Пресвятой Богородицы, то Сама Матерь Божия находится рядом с нами. Когда мы молимся ангелам и святым, участвуем в Божественной литургии в храме Божием, то и ангелы, и святые находятся рядом с нами. Когда мы предстоим за Божественной литургией и молимся о том, чтобы Святой Дух сошел на хлеб и вино и сделал их Телом и Кровью Христа, то это Таинство неизменно и всегда, каждый Божий день, совершается пред очами верующих по их молитве и по молитве священника.

Сила веры святого праведного Иоанна Кронштадтского заключалась именно в том, что все эти истины он познал собственной жизнью. Об этом убедительно свидетельствуют его дневники.

Будем молиться и святому Игнатию Богоносцу, и святому Иоанну Кронштадтскому, чтобы они помогли нам приобрести твердую и крепкую веру, которая позволяла бы нам при молитве ощущать присутствие Бога, Пресвятой Богородицы, ангелов и святых. Чтобы мы как можно чаще причащались святых Христовых Таин, питались Хлебом, сходящим с небес, этой манной небесной, и под водительством Церкви нашей следовали  по пути, ведущему к Царствию Небесному. Аминь.

Храни вас всех Господь».

Служба коммуникации ОВЦС