Print This Post

 

28 декабря 2020 года, в день памяти священномученика Илариона, архиепископа Верейского, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в столичном храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке.

Архипастырю сослужили клирики храма.

На Литургии на сугубой ектении прозвучали молитвенные прошения в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции.

Затем митрополит Иларион вознес молитву, во время распространения вредоносного поветрия чтомую.

По окончании богослужения владыка обратился к верующим с архипастырским словом:

«Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

В сегодняшнем чтении из Евангелия от Марка мы слышали о том, как фарисеи, приступив к Иисусу, требовали от Него знамения с неба. Господь ответил им коротко: «истинно говорю вам, не дастся роду сему знамение» (Мк. 8.12).
А почему Господь не хотел явить знамение для фарисеев, раз они этого просили? Разве это было для Него трудно или невозможно? Конечно, для Него не трудно и не невозможно было совершить какое-то особое знамение, но такие знамения и чудеса Он совершал постоянно: и не по требованию фарисеев и не для того, чтобы продемонстрировать Свою власть или силу, а потому, что, обладая этой Божественной силой в Самом Себе, Он совершал чудеса и знамения по отношению к тем людям, которые в этом действительно нуждались.

Если Он видел человека, нуждающегося в исцелении, если такой человек приступал к Нему с верой, Он никогда не отказывал такому человеку. Слепым Он возвращал или дарил зрение, глухим Он давал слух, расслабленных Он восставлял с одра, и они начинали ходить и славить Бога, мертвых Он воскрешал, и многие другие чудеса Он совершал, о которых знала вся Иудея, Галилея и даже самаряне.

При этом фарисеям требовалось что-то еще, и не для того, чтобы увериться в Его Божественном достоинстве. Если бы Он остановил солнце или звезды посыпались с неба на глазах этих людей, они все равно бы не поверили в то, что это – Воплотившийся Бог, потому что их глаза были закрыты, уши свои они заткнули и не воспринимали то, что происходило вокруг них и рядом с ними.
Но у Господа были ученики, которых Он Сам избрал и которые слышали многое из того, чего не слышали обычные люди, в том числе фарисеи, потому что, например, с людьми Господь Иисус Христос говорил притчами, а значение этих притч Он объяснял ученикам.

Но и ученики тоже в течение долгого времени не понимали, что говорил им Господь Иисус Христос. Они не понимали смысл Его учения, не понимали, чего Он от них хочет, и недоумевали, когда слышали Его слова. И к ним так же, как и к фарисеям, Он обращал упреки в маловерии, неверии, в том, что они закрывают свои глаза, затыкают свои уши и оказываются неспособны воспринять то, что Он им говорил.

В данном случае речь идет о том, как они, в очередной раз переплывая Галилейское озеро, не взяли с собой достаточно хлеба. А Господь поучал их и говорил: «берегитесь закваски фарисейской и закваски Иродовой» (Мк. 8.15). Услышав слово «закваска», «рассуждая между собою, говорили: это значит, что хлебов нет у нас» (Мк. 8.16). Господь, когда услышал эти их разговоры, напомнил о том, как Он накормил пять тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбами, как Он четыре тысячи человек накормил семью хлебами и несколькими рыбами. Он спросил: «как же не разумеете?» (Мк. 8.21).

А они действительно не понимали, потому что, во-первых, они были простые галилейские рыбаки, неученые, неграмотные, во-вторых, они не были еще просвещены Духом Святым. Поэтому Господь говорил одно – они слышали другое. Он говорил им о закваске фарисейской и закваске Иродовой, а они думали, что Он говорит им про обычный земной хлеб.
Вот так непонимание преследовало этих учеников Спасителя до самого конца Его земного служения. Даже когда Он уже воскрес, некоторые из них поклонились Ему, а другие усомнились. И только после того, как на пятидесятый день после Его воскресения, в праздник Пятидесятницы, на них сошел Святой Дух, они наконец уразумели, что же происходило на их глазах, чему они были свидетелями и чего от них хочет Господь. Они поняли, что Иисус Христос – это не простой человек, но Бог Воплотившийся. Они поняли, что Он хочет от них, чтобы они пошли по всей земле и проповедовали Его воскресение, Его учение людям. Они поняли, что Господь не просто призвал их на какое-то время для того, чтобы они за Ним ходили, слушали Его наставления, были свидетелями Его чудес, но что Господь из них создал Свою Церковь и что эта Церковь предназначена к тому, чтобы прирастать новыми и новыми членами благодаря их проповеди.

И те самые ученики, которые были несмысленными, которые не понимали, что говорил им Иисус, и за Его учением не видели ничего, кроме самых земных обыденных реальностей, исполнившись Духом Святым, обошли всю вселенную, создали Церкви по разным городам и в разных странах, заложив основы той самой Церкви, членами которой мы являемся два тысячелетия спустя.

В течение этих веков многие великие святые и проповедники трудились для благовестия Христова. Многие из них, как и апостолы, стали исповедниками веры, потому что вера христианская прокладывала себе путь в очень сложных условиях, встречая противодействие то со стороны иудеев, то со стороны язычников, то со стороны безбожников. Это противодействие она встречала и встречает на протяжении всего своего исторического события.

Мы знаем о гонениях, которые обрушились на Церковь в первые же годы ее существования. Мы знаем о том, что первые три века бытия Церкви были временем, когда она постоянно подвергалась жестоким гонениям, когда христиан уничтожали только за то, что они были христианами. Но и после IV века эти гонения не прекратились. Он вспыхивали то тут, то там, и Церковь продолжала оставаться гонимой вплоть до XX века и вплоть до настоящего времени. В нашем церковном календаре мы едва ли не каждый день, наряду с древними святыми, вспоминаем святых новейшего времени – новомучеников и исповедников Церкви Русской, которые в XX веке, когда безбожной властью было воздвигнуто гонение на Церковь, явили подвиг исповедничества и мученичества.

Одним из таких новомучеников был святитель Иларион, архиепископ Верейский, чью память мы сегодня совершаем. Он преуспел в познании богословских наук. Еще в дореволюционный период, блестяще окончив Московскую духовную академию, он стал в ней преподавателем, писал богословские сочинения, которые до сих пор имеют ценность и значимость. Особое внимание он уделяет догмату о Церкви. Одно из его сочинений называется «Вне Церкви нет спасения». В нем он говорит о том, что Церковь – спасительный Ноев ковчег, который ведет людей по пути в Царствие Божие, по пути ко спасению, и разбирает те учения о спасении, которые существовали в древности и в его времена.

Сегодня по дороге в храм я читал труд святителя Илариона, который называется «Богословие и свобода Церкви». В этом труде, написанном в 1915 году, когда уже началась Первая мировая война и русские солдаты сражались на фронтах этой войны, он говорил о войне, которую необходимо начать для того, чтобы освободить русское богословие от иноземного владычества. Он говорил о том, что если бы могли захватить немецкие фабрики оружия и направить захваченное оружие против немцев, то тогда бы мы быстрее добились бы победы в войне, и то же самое нам нужно сделать с богословской наукой. Мы должны не отвергать немецкую ученость, а принять ее, изучить ее, а потом направить полученные нами знания на опровержение тех заблуждений, которые сложились в западной богословской науке, и освободить наше русское богословие от влияния латинской схоластики.

Потом наступила революция. Этот замечательный богослов был призван на епископское служение и стал ближайшим помощником Святейшего Патриарха Тихона, помогал ему в управлении Церковью. Он помогал ему в составлении богословских текстов. Его активность была быстро замечена советской властью. Он был сначала помещен в Бутырскую тюрьму, а затем осужден на пребывание в концентрационном лагере, который был создан на базе бывшего Соловецкого монастыря.

Будучи одним из соловецких узников, он являл на севере, в этой обители, превращенной в концлагерь, высоту исповеднического христианского подвига. Те, кто были свидетелями его пребывания там, говорили о том, что он всегда сохранял спокойствие, миролюбие, всегда помогал людям переносить те тяжелейшие условия, в которых они находились. Он скончался, заразившись сыпным тифом, когда его перевозили в числе других арестантов. Он был погребен в Сретенском монастыре города Москвы, где и ныне почивают его честные мощи.

Святитель Иларион напоминает нам о том, что вне Церкви нет спасения. Он напоминает об этом своими богословскими трудами, которые сегодня доступны для каждого желающего. Они изданы в виде собрания сочинений этого святителя, они размещены в сети интернет, и всякий, кому интересно, что он писал и говорил, может познакомиться с его наследием. Он свидетельствовал об этой истине – о том, что вне Церкви нет спасения – всей своей жизнью и своим исповедническим подвигом.

В дни Рождественского поста, готовясь к встрече с Родившимся в Вифлееме Богомладенцем Христом, будем читать Евангелие, толкования святых отцов на евангельские тексты, будем обращаться к наследию наших русских богословов, в том числе тех, кто свой богословский подвиг, подвиг святительского служения увенчали и мученическим подвигом.
Будем просить Господа о том, чтобы Он помогал нам понимать то, что Он говорит нам, чтобы Он открывал наши духовные очи и духовные уши для зрения Его чудес и для слышания слова Божия. Аминь.

Храни вас всех Господь».

Служба коммуникации ОВЦС