Print This Post

21 декабря 2020 года председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в столичном храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. Архипастырю сослужили клирики храма.

На Литургии на сугубой ектении прозвучали молитвенные прошения в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции.

Затем митрополит Иларион вознес молитву, во время распространения вредоносного поветрия чтомую.

По окончании богослужения владыка обратился к верующим с архипастырским словом:

«Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

В сегодняшнем чтении из Евангелия от Луки мы слышали о том, как к Господу Иисусу Христу приступили саддукеи, которые не верили в воскресение. Они спросили Его: «Моисей написал нам, что если у кого умрет брат, имевший жену, и умрет бездетным, то брат его должен взять его жену и восставить семя брату своему. Было семь братьев, первый, взяв жену, умер бездетным; взял ту жену второй, и тот умер бездетным; взял ее третий; также и все семеро, и умерли, не оставив детей; после всех умерла и жена; итак, в воскресение которого из них будет она женою, ибо семеро имели ее женою?» (Лк. 20:28-29).

Саддукеи были теми представителями израильского народа, которые отвергали воскресение мертвых. Сегодня их назвали бы либералами, то есть у них были свои представления о религии, о загробной жизни, что-то они принимали из религиозного учения, а что-то не принимали. В частности, они не принимали идею воскресения мертвых. Они не верили в то, что после смерти человек может воскреснуть, и придумали такую историю для Иисуса Христа, чтобы получить от него ответ, а точнее – чтобы уловить Его в словах, потому что именно на это были нацелены действия фарисеев, книжников, первосвященников и саддукеев в те дни, когда Иисус Христос пришел в Иерусалим.

Но Господь говорит им: «сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых ни женятся, ни замуж не выходят, и умереть уже не могут, ибо они равны Ангелам и суть сыны Божии, будучи сынами воскресения» (Лк. 20:35-36). Это, наверное, самое главное, что должны были услышать не только саддукеи времен Иисуса Христа, но и мы с вами.
Мы верим в воскресение мертвых, это один из догматов Церкви, который мы исповедуем в Символе веры. Что такое воскресение мертвых? Как этот догмат соотносится с нашей человеческой жизнью?

Мы видим, как на наших глазах умирают люди: и близкие нам, и те, о которых мы слышим из новостей или от знакомых. Умирают в старости или в молодости, от болезней или от их последствий, или же без всякой болезни – от несчастного случая. Люди, пожив на земле, вдруг исчезают из списка живых и переходят в список умерших.

Память человеческая коротка. Любого человека помнят его ближайшие родственники, его друзья, но постепенно память о человеке забывается. И очень многих людей, которые прожили жизнь на этой земле и оставили на ней свой след, сейчас уже никто из ныне живущих не помнит.

Иногда, читая книги по истории какого-нибудь монастыря или города, мы видим групповые фотографии. Например, недавно я читал книгу о русских монахах на Афоне, и там были фотографии русских монахов в большом количестве – по сорок, по пятьдесят человек, или фотографии воинов Первой мировой войны, которые позировали перед фотоаппаратом. Мы смотрим на эти фотографии и понимаем, что ни одного из этих людей уже не осталась в живых. Многих из них никто из ныне живущих уже и не помнит, потому что сменились поколения, ушла в прошлое эпоха, в которой они жили, и память об этих людях здесь, на земле, исчезла.

Но она не исчезла в памяти Божией, потому что Господь помнит каждого человека. Нет ни одного человека, который был бы забыт у Бога. В книге жизни записаны имена и деяния всех людей. Для Бога, как напоминает нам сегодня Спаситель, нет мертвых, у Бога все живы. Он – Бог Авраама, Исаака и Иакова. Он – Бог всех тех людей, которые в Него верили, перешли в мир иной и, как мы верим, сейчас находятся рядом с Ним.
Вот почему за каждой Божественной литургией мы совершаем не только заздравное, но и заупокойное поминовение. Мы молимся не только о тех, кто сохраняется Божьей милостью в настоящей жизни, продолжает жить, грешить и каяться, кто, конечно, нуждается в нашей молитве, но молимся и о тех, кто уже перешел в мир иной и не имеет возможности ни грешить, ни каяться, а ожидает справедливого приговора Судии за свои дела и поступки. Каждый из этих людей нуждается в нашей молитве.

Когда мы совершаем Божественную литургию, то молимся поименно и о тех, кто был нам близок в этой жизни и перешел в мир иной, и обо всех усопших, чтобы Господь помиловал их и даровал им вечную жизнь.

Мы часто говорим о том, что качество жизни человека в вечности зависит от того, как он прожил земную жизнь, но мы должны понимать, что в земной жизни не у всех людей одинаковые возможности. Есть люди, которые еще в детстве открыли для себя Бога и с Ним прожили всю жизнь. Есть люди, которые пришли к Богу в молодости, зрелости или старости, а есть те, которые вообще не познали Бога. Может быть, в этом не было их собственной вины, потому что они жили в то время, когда память о Боге была вычеркнута из жизни народа; жили в стране, где проповедь Евангелия запрещена или по каким-то еще иным причинам они не познали Бога. Они перешли в мир иной, не встретившись с Богом здесь, на земле.

Встретятся ли они с Ним там? Церковь говорит, что каждый человек предстанет перед лицом Божиим после своей смерти вне зависимости от того, верил он или не верил, соблюдал Божественные заповеди или не соблюдал. Но для каждого из тех, кто предстанет на суд, этот суд будет индивидуальным, потому что каждый будет судим за свои поступки, а потому каждый человек нуждается в нашей молитве. Потому и молимся мы за Божественной литургией не только за живых, но и за усопших, и не только за тех, кого мы знали в их земной жизни, но и за тех, кого не знали.

Божественная литургия – это богослужение, которое обнимает собой все мироздание и всех людей, живых и усопших. Мы молимся о том, чтобы люди, которые перешли в мир иной, были, по слову Спасителя, «подобные ангелам Божиим», чтобы они стали сынами Божиими и наследовали Царство Небесное. А вместе с ними чтобы и мы, молящиеся друг за друга и молящиеся за них, наследовали Царство Небесное, уготованное всем нам от сложения мира. Аминь.

Храни вас всех Господь».

Служба коммуникации ОВЦС