Print This Post

18 декабря 2020 года, в день памяти преподобного Саввы Освященного, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в столичном храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. Архипастырю сослужили клирики храма.

На Литургии на сугубой ектении прозвучали молитвенные прошения в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции.

Затем митрополит Иларион вознес молитву, во время распространения вредоносного поветрия чтомую.

По окончании богослужения владыка обратился к верующим с архипастырским словом:

«Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Мы прошли половину Рождественского поста, и сегодняшнее евангельское чтение напоминает нам о том, как в очередной раз фарисеи и книжники пытались уловить Господа Иисуса Христа в словах.

Они спросили: «позволительно ли нам давать подать кесарю, или нет?» (Лк. 20:21). А в чем здесь была ловушка? В том, что если бы Он сказал: «позволительно», Его можно было бы обвинить в том, что Он не любит израильский народ, потому что римского кесаря, который возглавлял римскую оккупационную власть, многие иудеи вообще не признавали. А если бы Он сказал, что не позволительно, тогда, наоборот, Его можно было бы обвинить в том, что выступает против римской власти.

Казалось бы, ловушка расставлена очень ловко. Нужно только выбрать один из двух предполагаемых ответов. Но как это часто бывало с собеседниками Спасителя, они предлагали ему вопросы и ждали ответы, а Он отвечал совсем не то, чего они ожидали. Даже если, казалось бы, ответ может быть «да» или «нет», то он отвечал так, как никто другой не ответит.

В данном случае Он сказал: принесите Мне монету. Ему принесли динарий с изображением римского императора, и Он спрашивает их: «покажите Мне динарий: чье на нем изображение и надпись?» (Лк. 20:24). Тут уже они вынуждены отвечать. Не Он им, а они Ему отвечают: это изображение кесаря и надпись, которая говорит о том, что он – римский император. И монету эту взяли не откуда-нибудь, а она находилась там же, во дворе храма, где происходила вся эта беседа.

Для иудеев считалось непозволительным использовать какие бы то ни было изображения людей, а тем более изображение римского кесаря, которого обожествляли в Римской империи, но тем не менее жить-то на что-то надо: покупать хлеб, расплачиваться, отдавать долги, а деньги были вот такие – с изображением кесаря. Поэтому, закрыв глаза и сморщив нос, они все-таки этими деньгами пользовались, потому что куда же деться.

Так вот, Господь и напоминает им о том, чье изображение на этой монете и чья надпись. Когда они получили это напоминание, тогда Он говорит им: «отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Лк. 20:25). И тут уж, конечно, они не нашлись, что ответить. Потому что они хотели уловить Его в словах, а получилось так, что Он застал их врасплох. Они попытались подкопаться под Него, а получилось так, что Он в очередной раз обличил их в лицемерии.

Их лицемерие заключалось в том, что друг перед другом они выставляли себя большими патриотами своей израильской земли. Когда они тайно совещались, то иной раз что-то высказывали против римлян, но явно никогда этого не делали, потому что боялись власти, которая была поставлена над ними. И они не отказывались использовать атрибуты этой власти, которые были связаны с культом императора, в том числе деньги с изображением кесаря.

И Господь говорит им: «отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Лк. 20:25). Это совет, который Он дал на все времена, и не только фарисеям, Своим врагам, но и Своим последователям.

Есть два параллельных царства, которые сосуществуют. Одно – это земное царство, царство земного кесаря, а другое – Царство Божие. Земное царство может иметь разные формы и очертания. Человечество и отдельные народы существовали и существуют при самых разных политических системах, но все это относится исключительно к земному царству. Христиане живут в тех условиях, в которых они оказались, как правило, не по своей воле и не по своему выбору, и христиане призываются уважать гражданскую власть, пользоваться всеми привилегиями, которые имеют граждане этого государства.

Господь Иисус Христос никогда не призывал Своих последователей к социальной борьбе, к борьбе за переустройство общества, за «светлое будущее» человечества. Господь говорил о том, что кесарево надо отдавать кесарю, то есть каждый человек имеет свой гражданский долг, который он должен отдать. У каждого человека есть гражданские обязанности. Каждый человек подчинен тому закону, который действует в том или ином государстве, и это даже не оспаривается, как бы само собой разумеется.

Но самое главное, что, живя в этом земном мире, подчиняясь земным законам, повинуясь земной власти, человек не должен забывать о Царстве Божием, о том, что параллельно с этой земной реальностью существует реальность иного мира. Это реальность, в которой живет христианин.

Если мы живем только мирскими заботами и ценностями, то мы не исполняем заповеди Божии, а если мы, живя в этом мире, при этом постоянно помним о присутствии в нем Царства Божия, и не просто помним, а сами погружаемся в это Божественное Царство, прежде всего, через молитву, через богослужение, через участие в Таинствах Церкви, то мы исполняем завет, который дал нам Господь наш Иисус Христос.

Глаголы, которые изрек Господь, имеют вечное и непреходящее значение. Они были произнесены в конкретной ситуации и обстановке, в ответ на конкретные вопросы, иногда доброжелательные, иногда – нет, но эти слова – вечные истины, это духовно-нравственные принципы, по которым мы призваны строить свою жизнь.

Будем в эти дни Рождественского поста читать Евангелие, слушать обращенное к нам слово Господа Иисуса Христа и просить Его о том, чтобы Он помогал нам быть не только гражданами нашего земного Отечества, но и гражданами того Небесного Отечества, в котором каждому из нас уготовано место и к которому каждый из нас может приобщиться уже в этой нашей земной жизни.

Я хотел бы вам сказать, что завтрашнее богослужение, если Богу будет угодно, я совершу в городе Бари на мощах святителя и чудотворца Николая. Те, кто смотрят наши ежедневные трансляции, смогут завтра, если, конечно, будут соответствующие условия, увидеть трансляцию из города Бари, где мы будем вместе молиться. Божественная литургия начнется по местному времени в 9:00, а по московскому времени в 11:00.

Будем вместе молиться и просить святителя Николая, чтобы он помог нам на нашем жизненном пути, чтобы он сохранил нас от всех напастей, которые постигают сейчас нашу страну, наш город и весь мир, наших близких людей. Будем молиться ему о том, чтобы он преклонил милость Господню ко всем нам. Аминь.

Храни вас всех Господь».

Служба коммуникации ОВЦС