Print This Post

16 декабря 2020 года, в день памяти преподобного Саввы Сторожевского, Звенигородского, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в столичном храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. Архипастырю сослужили клирики храма.

На Литургии на сугубой ектении прозвучали молитвенные прошения в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции.

Затем митрополит Иларион вознес молитву, во время распространения вредоносного поветрия чтомую.

По окончании богослужения владыка обратился к верующим с архипастырским словом:

«Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

В сегодняшнем евангельском чтении мы слышали о том, как Господь наш Иисус Христос в один из последних дней Своей земной жизни, будучи в храме Иерусалимском, беседовал с первосвященниками, книжниками и старейшинами. Они задавали Ему разные вопросы, надеясь уловить Его в словах, чтобы потом найти против Него обвинение.

Они Его спрашивали: «скажи нам, какою властью Ты это делаешь, или кто дал Тебе власть сию?» (Лк. 20, 1). То есть те чудеса, которые Он совершал, то, что Он изгнал торгующих из храма, то, что Он говорит как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи, – кто Тебе дал такую власть? Потому что у Иисуса Христа на Его деятельность не было никакой формальной санкции или авторизации людей: Он не был учеником какого-то известного раввина, Он не получал санкцию на Свою проповедь от синедриона. У Него не было никакого мандата от царя для того, чтобы заниматься этой деятельностью.

И они задают Ему вопрос: какая власть Тебя послала на все Твои действия? А Господь много раз объяснял людям, какой властью Он действует, Он много раз говорил о том, что послан Своим Отцом и что Он действует силой Божией. Но эти люди, фарисеи, книжники и старейшины, не хотели верить в то, что Он – Посланец Божий, а потому они все время искали каких-то оправданий самим себе и пытались задать Ему такие вопросы, на которые Он не сможет ответить.

А Господь, как Он это часто делал, вместо того, чтобы ответить прямо на вопрос, задает им вопрос: «крещение Иоанново с небес было, или от человеков?» (Лк. 20.4). Если вы Мне ответите, то и Я вам скажу, какой властью это делаю.

Фарисеи начали рассуждать между собой: «если скажем: с небес, то скажет: почему же вы не поверили ему? а если скажем: от человеков, то весь народ побьет нас камнями, ибо он уверен, что Иоанн есть пророк» (Лк. 20.5-6). «И отвечали: не знаем откуда. Иисус сказал им: и Я не скажу вам, какою властью это делаю» (Лк. 20.7-8).

Даже если люди не хотят прислушиваться к голосу Божию, не просят Его о помощи или вовсе в Него не веруют, – всем Он помогает, потому что Он любит всех. Но если человек сознательно становится на путь противления Богу и Его откровению, если он сознательно смежает свои очи для того, чтобы не видеть Божественный свет и затыкает свои уши для того, чтобы не слышать Божественное слово, то от такого человека и Бог скрывается и не отвечает Ему на вопросы.

Священники, книжники и старейшины, которые подходили к Иисусу Христу, общались с Самим Воплотившимся Богом. У них был совершенно уникальный шанс: у Самого Бога спросить все, что они хотят, все, что они хотят узнать о своем спасении, о своем будущем, о своей жизни, о смысле жизни. Но вместо того, чтобы увидеть в Иисусе Христе Посланника Божия, они в Нем видели только нарушителя отеческих преданий. Они были недовольны Его проповедью. Им не нравилось, что Он совершает чудеса, что Он все это делает, не имея никакой авторизации от каких-либо авторитетных органов, будь то светских или духовных. Поэтому даже общаясь с Ним, находясь рядом с Ним, они не ощущали в Нем Божественного присутствия, и благодатная сила совершенно не касалась их. Вот что мы часто замечаем, когда читаем святое Евангелие.

Господь Иисус Христос был носителем благодатной силы. Господь Иисус Христос как Бог Воплотившийся был носителем полноты Божественной власти. Те люди, у которых сердце было подготовлено к встрече с Богом, и слово Его воспринимали, и чудесам Его верили, и ходили за Ним повсюду. А в людей, которые закрывали свои сердца, уши и глаза, благодать Божия не проникала: они оставались глухи и слепы ко всему тому, что видели и слышали.

Будем молиться Господу о том, чтобы Он всегда отверзал наши духовные очи и наш духовный слух, и чтобы когда Господь обращается к нам, мы ощущали Его присутствие, видели и слышали то, что Он нам говорит.

Будем в дни Рождественского поста вслушиваться в слово Божие, которое обращено к нам, и молиться Господу о том, чтобы Он помог нам достигнуть праздника Рождества Христова и встретить Его как Родившегося в мир Богомладенца Христа. Будем просить Его о том, чтобы Его благодатное присутствие никогда не было сокрыто от нас, чтобы мы всегда ощущали, что Он рядом с нами и внутри нас. Аминь».

Служба коммуникации ОВЦС