Print This Post

13 декабря 2020 года, в Неделю 27-ю по Пятидесятнице, день памяти апостола Андрея Первозванного, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в столичном храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. Архипастырю сослужили клирики храма.

На Литургии на сугубой ектении прозвучали молитвенные прошения в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции.

Затем митрополит Иларион вознес молитву, во время распространения вредоносного поветрия чтомую.

По окончании богослужения владыка обратился к верующим с архипастырским словом:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие отцы, братья и сестры!

Сегодня в евангельском чтении мы слышали рассказ о том, как Господь Иисус Христос по Своему обычаю в субботний день пришел в синагогу. У евреев был обычай: в субботу, день покоя, когда им было запрещено заниматься какими-либо мирскими делами, ибо закон Моисеев предписывал посвящать этот день Богу, собираться в синагогу, чтобы вместе прочитать Священное Писание и помолиться.

Когда Господь Иисус Христос пришел в синагогу, Он увидел согбенную женщину. Спаситель сжалился над ней и исцелил ее. Но начальник синагоги обвинил Его в нарушении субботы, сказав: «Есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний» (Лк. 13. 14).

Иной раз людей посещает благодать Божия, а они заняты чем-то другим, или ожидают, что Бог их посетит в другой день. Господь обращается к ним с одним призывом, а они хотят услышать другой. Бог объявляет им Свою волю, а они стремятся исполнить свою. Господь предсказывает им, что их постигнут бедствия и скорби, если они не покаются, а они хотят жить по своим законам.

У многих людей есть такое представление о религиозной жизни, которое они сами себе создали – может быть, на основании Священного Писания, предания Церкви или даже церковных канонов. И они думают, что их представление о религии и есть истинная вера. А все, что не вписывается в это представление, таковой верой не является. И если окружающие не живут по этому закону, который эти люди создали в своем воображении, то они их представляют нарушителями закона.

Истории известно немало случаев, когда у многих людей, в том числе религиозных, возникало искушение воспринять религию не как путь к Богу, который совершается в сердце человека, а как совокупность разного рода предписаний, правил, как некий список заповедей, которым надо следовать. Этот список составляется по преданию старцев, как называл это Спаситель. Именно так жили фарисеи и книжники во времена Иисуса Христа: они усвоили из предания старцев тысячи разных правил на все случаи жизни – не только на субботу, но и на каждый день недели. И старались эти правила исполнять, считая, что чем больше этих правил и чем лучше человек их знает, тем он ближе к Богу.

Но Господь Иисус Христос пришел в этот мир возвестить людям о спасении. И когда к Нему приближались люди, недугующие различными болезнями, Он их исцелял – не только, конечно, по субботам, но и в другие дни недели. Просто евангелисты до нас донесли те случаи исцеления в субботу, которые вызывали негодование фарисеев. И рассказали нам об этих случаях именно потому, что негодование фарисеев приводило к острому конфликту, который закончился осуждением Господа Иисуса Христа на смерть и Его смертью на кресте.

Первое, что услышала согбенная женщина, которую Господь исцелил, вернув к здоровому образу жизни – это негодование начальника синагоги и других фарисеев. Все они возмущались тому, как она посмела получить исцеление в субботу, ведь надо было дождаться окончания дня покоя, а потом прийти к этому Целителю и получить от Него исцеление.

Но мы с вами, дорогие братья и сестры, должны помнить, что путь угождения Богу заключается не в том, чтобы выполнить свод каких-то правил и уж точно не в том, чтобы осудить того, кто эти правила не выполняет. Путь богоугождения заключается в том, чтобы в сердце своем возгревать любовь к Богу, постоянно питая его молитвой Иисусовой, насыщать словами Священного Писания и богослужебных текстов. Но не для того, чтобы потом осуждать других, с начетнической фарисейкой скрупулёзностью выискивая, кто же и где нарушил какой-нибудь канон, а для того, чтобы помнить о собственных грехах и приносить покаяние. Вот о чем, в числе прочего, напоминает нам сегодняшнее евангельское чтение.

А еще сегодня замечательный праздник – память святого апостола Андрея Первозванного. Имя этого апостола носят очень многие люди, в том числе и несколько благотворителей нашего святого храма, которых мы сердечно поздравляем и возносим молитвы о их здравии.

Святой апостол Андрей Первозванный, по преданию, посетил многие земли. Дошел он и до русской земли и на киевских горах водрузил крест, который стал предвестием будущего Крещения Руси. Конечно, некоторые ученые оспаривают сейчас эти предания, утверждая, что они недостоверны. Но кто из нас имеет право судить о достоверности или недостоверности древних преданий? Если мы пойдем по такому пути, то очень многое можно с чисто научной точки зрения опровергнуть как недостоверное и не имеющее доказательств. Но если есть у нас предание о том, что апостол проповедовал в наших землях, почему мы должны от него отказываться в угоду каким-то ученым, академикам, которые сегодня говорят одно, завтра – другое, а послезавтра скажут третье? Сегодня они говорят: «Мы нашли рукопись, которая все опровергла», — а завтра станут утверждать, что нашли рукопись, которая все подтвердила.

В недавней истории Католической Церкви был случай, когда ученые стали доказывать, что святителя Николая Мирликийского не существовало. Мощи его лежат под спудом, им поклоняются верующие на протяжении веков, но ученые решили, что документальных доказательств существования такого человека недостаточно. И Католическая Церковь приняла решение о том, что почитание святителя Николая является необязательным. Потом она отказалась от этого решения, ибо какие-то другие ученые, видимо, написали что-то другое.

Наша Церковь никогда не пойдет по такому пути. И предания, которые у нас есть, мы чтим как священные. Мы не оспариваем их подлинность. И пусть никто нам не говорит, что Андрей Первозванный якобы не мог дойти до киевских гор. Почему он не мог до них дойти? Апостол Фома до Индии дошел, и до сих пор в Индии христиане называют себя христианами Церкви святого Фомы. Если уж Фома мог дойти до Индии, почему же Андрей Первозванный не мог переплыть Черное море, пройти через Крым к киевским горам и водрузить там крест? Ничего сверхъестественного и невероятного в этом нет.

Мы почитаем святого Андрея Первозванного в том числе и как первого крестителя Руси, проповедовавшего на наших землях. И мы молимся ему о том, чтобы вера православная всегда хранилась в нашем Отечестве, чтобы наш народ никогда не оставлял ее, как это случилось в недавнем прошлом, когда под воздействием безбожных властителей наш народ, в своем значительном большинстве, отказался от православной веры.

Будем молиться Господу, Пресвятой Богородице и святому апостолу Андрею Первозванному о том, чтобы всегда православная вера просвещала сердца и умы наших людей, и чтобы всегда, просвещаемые православной верой, мы двигались по пути ко спасению и к Царствию Небесному. Аминь.

Всех вас поздравляю с праздником!»

Служба коммуникации ОВЦС