Print This Post

11 декабря 2020 года, в день памяти священномученика митрополита Серафима (Чичагова), председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в столичном храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. Архипастырю сослужили клирики храма.

На Литургии на сугубой ектении прозвучали молитвенные прошения в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции.

Затем митрополит Иларион вознес молитву, во время распространения вредоносного поветрия чтомую.

По окончании богослужения митрополит Иларион обратился к верующим с архипастырским словом:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

За Божественной литургией святая Церковь каждый раз предлагает нам не только соединиться с Богом в молитве, но и услышать чтение из Апостола, из священного Евангелия, вспомнить святых, память которых отмечается в этот день, помянуть родных и близких, а также помолиться об упокоении всех тех, кто ушли в мир иной.

Божественная литургия становится для нас пиром веры, на котором мы приобщаемся к Божественной благости и Божественной милости. И увенчанием нашего соединения с Богом через молитву и предстояние Ему становится причащение святых Христовых Таин, когда мы внутрь себя принимаем Пречистое Тело и Честную Кровь Воплотившегося Бога.

Всякий раз за Божественной литургией читается Евангелие, чтобы напомнить об Иисусе Христе, Его чудесах, Его искупительном подвиге и о Его учении.

Сегодня из Евангелия от Луки мы слышали притчу Господа Иисуса Христа о минах (мина – греческая серебряная монета, которая была в употреблении во времена земного служения Иисуса Христа). Некоторый человек высокого рода отправлялся в далекую страну получить мандат на царство. Граждане этой страны  его ненавидели и отправили вслед за ним посольство с просьбой о том, чтобы он не был назначен на царскую должность. Но высшая власть проигнорировала глас народа – он получил царство и вернулся в свою страну, где его ждали десять рабов, которым он, перед тем как отправиться в дальнюю страну, дал десять мин (фунтов серебра) и сказал: употребляйте их в оборот, пока я возвращусь.

По возвращении же господин велел призвать к себе тех рабов, которым дал серебро, чтобы узнать, кто что приобрёл.

«Пришёл первый и сказал: господин! мина твоя принесла десять мин. И сказал ему: хорошо, добрый раб! за то, что ты в малом был верен, возьми в управление десять городов. Пришёл второй и сказал: господин! мина твоя принесла пять мин. Сказал и этому: и ты будь над пятью городами. Пришёл третий и сказал: господин! вот твоя мина, которую я хранил, завернув в платок, ибо я боялся тебя, потому что ты человек жестокий: берёшь, чего не клал, и жнёшь, чего не сеял. Господин сказал ему: твоими устами буду судить тебя, лукавый раб! ты знал, что я человек жестокий, беру чего не клал, и жну, чего не сеял; для чего же ты не отдал серебра моего в оборот, чтобы я, придя, получил его с прибылью? И сказал предстоящим: возьмите у него мину и дайте имеющему десять мин. И сказали ему: господин! у него есть десять мин. Сказываю вам, что всякому имеющему дано будет; а у неимеющего отнимется и то, что имеет. Врагов же моих, тех, которые не хотели, чтобы я царствовал над ними, приведите сюда и избейте предо мною» (Лк. 19. 16-27).

Вот такая притча, которую Господь Иисус Христос произнес незадолго до Своей смерти. Она отражает реалии того времени, когда жил Сын Божий, потому что о царе Ироде Великом известно, что он приходил к римскому императору, чтобы получить мандат на царствование над Иудеей. А спустя несколько десятилетий и Архелай, сын царя Ирода, точно так же поступил, когда отправился в Рим, чтобы получить право на иудейское царство. Но параллельно с ним отправлялись и другие посольства, были и другие претенденты, и люди, которые не хотели, чтобы Архелай царствовал. Все эти события хорошо помнили слушатели Господа Иисуса Христа.

Но притча о минах, конечно, как и все другие притчи Спасителя, посвящена не политическим событиям, а взаимоотношениям между человеком и Богом.

Господь хочет, чтобы мы умножали дарования, которые каждый из нас получает от Бога. И Господь с каждого потом спросит, как тот использовал Его дар.

Один человек свои таланты, возможности, способности, материальные средства, которые получил с помощью Божией, использует на то, чтобы их приумножить, то есть помогает людям, и тем самым приобретает богатство небесное. Другой человек использует дарования в меньшей мере, а третий вообще их не использует. Он подобен человеку, который свой талант зарывает в землю. И как раз с такого человека Господь особенно строго спросит, как тот распорядился полученным от Бога – богатством или властью, или другими возможностями.

За каждой Божественной литургией мы вспоминаем святых: и тех, которые просияли в древней Церкви, и тех, которые несли свой подвиг в недавнее время.

Сегодня мы вспоминаем подвиг священномученика Серафима (Чичагова). Это был один из выдающихся иерархов Русской Православной Церкви в синодальный период, во время революции и уже в послереволюционный период. Он начинал свою карьеру как военнослужащий, потом по благословению святого праведного Иоанна Кронштадтского оставил военную службу и стал священником. После того, как овдовел, он принял монашество, стал на некоторое время настоятелем Новоиерусалимского монастыря. Затем был возведен в епископское достоинство, сменил несколько епископских кафедр и уже в советское время, в конце 20-х годов, был назначен митрополитом Лениградским.

Это было время, когда власти закрывали церкви, когда храмы взрывали на глазах у верующих. Священномученик Серафим был свидетелем всех этих событий.

Когда настал проклятый и благословенный 1937 год (проклятый, потому что в этом году начался геноцид, который инициировали власти советской страны, а благословенный – потому что этот год явил множество новомучеников и исповедников Церкви), к этому моменту святитель Серафим был уже престарелым человеком. Ему было за 80 лет, он находился на покое. Но советская власть вспомнила о нем не столько потому, что он представлял какую-то опасность – он уже давно не был действующим архиереем, не проповедовал, жил в подмосковном доме, где снимал две небольшие комнаты – а потому, что советской власти требовалось уничтожить определенное количество людей, так называемых контрреволюционеров, которых проще всего было найти в церковной среде.

Уничтожали людей по заранее заготовленным спискам, в которых определялось по каждой области, по каждому району количество тех, которых надо было расстрелять.

Вы знаете, как в заповедниках регулируют популяцию тех или иных животных. За животными наблюдают, и когда видят, что их стало слишком много, например, кабанов или лис, тогда егерям дают разрешение и даже повеление отстрелять какое-то количество лис, кабанов или других животных, чтобы не нарушился экологический баланс в том или ином заповеднике.

В советском «заповеднике» 30-х годов власти отстреливали людей, спуская в каждую республику, район разнарядки на количество расстрелов. Карательные органы должны были в спешном порядке найти этих людей, потому что надо было еще придумать, в чем их обвинить. Именно в такой спешке в 1937 году были расстреляны многие священномученики, которые сегодня являются нашими небесными заступниками.

В день памяти Варлаама Хутынского 19 ноября 1937 года был расстрелян священномученик Константин Любомудров. А несколько недель спустя, в декабре, в числе других священнослужителей расстреляли и священномученика Серафима (Чичагова). Он уже не мог самостоятельно передвигаться, его выносили из дома на носилках. В последний путь его отправляли на машине скорой помощи. Как и другие священномученики, он был расстрелян на Бутовском полигоне, где только за 37-38 годы было уничтожено более 20 тысяч человек, и кости его до сего дня покоятся в гигантской братской могиле.

Сегодня мы вспоминаем митрополита Серафима (Чичагова) как замечательного человека, который внес решающий вклад в дело канонизации преподобного Серафима Саровского, потому что именно он был собирателем преданий о святом Серафиме и составил из них замечательный труд «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря». Если кто из вас еще не читал эту книгу, обязательно прочтите. Это собрание историй из жизни преподобного Серафима Саровского и рассказы о его посмертных чудесах.

Прославляя сегодня священномученика Серафима и других новомучеников и исповедников Церкви Русской, будем молиться им о том, чтобы милость Божия всегда сопутствовала нам, чтобы Господь никогда не оставлял нашу Церковь, и в трудное время, когда мы переживаем пандемию коронавируса, приклонил Свою милость ко всем нам, даровал нам и нашим близким здравие телесное и душевное, и хранил всех нас на многая и благая лета.

Храни вас всех Господь!»

Служба коммуникации ОВЦС