Print This Post

Выступление митрополита Волоколамского Илариона на IV Всероссийской (с международным участием) научной конференции «Теология в научно-образовательном пространстве: задачи и решения».

В начале своего выступления хочу всем нам пожелать, чтобы мы сохранили здоровье и весь наш рабочий потенциал, чтобы мы продолжили работать над теми темами, которые остаются открытыми, чтобы мы давали ответы на те вопросы, которые ставит перед нами время, чтобы Господь всех нас сохранил для дальнейших трудов. Хотел бы всем нам пожелать, чтобы тяжелая пандемия, которая сейчас накрыла весь мир, поскорее прошла, и чтобы мы могли благополучно вернуться к нашему обычному графику, а из того, что с нами происходит в этот момент, извлекли соответствующие выводы.

Полагаю, выводы эти должны заключаться в том, что вне зависимости от религиозной конфессии, к которой принадлежим, и даже вне вопроса о том, принадлежим ли мы к какой-нибудь религии, все люди нуждаются в помощи свыше. А это значит, что все мы находимся в одной лодке, что все мы – пред очами Всевышнего, и задача каждого из нас – познавать не только то, что происходит в этом мире, но и то, что связывает нас с миром иным.

Этим трансцендентным измерением теология и отличается от многих других наук. Если мы возьмем естественные науки, то они все связаны с тем, что происходит в видимом мире. И как только представитель тех или иных естественных наук начинает касаться того, что происходит за пределами видимого мира, он попадает в сферу гипотез и предположений.

Теология помогает наводить мосты между науками, которые, казалось бы, совершенно не связаны между собой, между представителями естественнонаучного и гуманитарного знания.

А если говорить о месте теологии в системе гуманитарных наук, думаю, это место совершенно невозможно отрицать и нет смысла оспаривать, как это пытались сделать некоторые люди еще в недавнем прошлом. Теология естественным образом вплетается в ту систему гуманитарных наук, которая складывалась на протяжении столетий и сложилась к настоящему времени.

Приведу лишь один пример. Мы все и в школах, и в университетах изучаем русскую литературу. Но разве возможно понять ее без осознания того, какое значение играла христианская православная вера в истории России и в жизни людей? Прочитайте стихотворение Пушкина «Пророк»: как можно понять смысл этого произведения, если не знать, откуда поэт взял основной образ и как этот образ из книги пророка Исайи он переплавил в горниле своего творческого гения, создав бессмертное творение? Вне теологического дискурса это уникальное поэтическое произведение просто лишается своего смысла. Так же можно разобрать и многие другие произведения художественной литературы.

А если говорить об истории России, об истории мира, то, опять же, как мы можем игнорировать религиозный фактор, подлинными специалистами по которому являются теологи? Как мы можем оценить развитие человечества, игнорируя религиозную составляющую?

Большинство присутствующих здесь, представители старшего и среднего поколения, помнят, как в советское время нам внушали, что религия отмирает, уходит, что религия – это феномен прошлого: пройдет еще немного времени, и от нее ничего не останется. Нам говорили, что в церковь ходят только бабушки, доживающие свой век, что молодежи это не может быть интересно. И вот сейчас мы видим, насколько возросла роль религии в жизни нашего общества, какое важное место она занимает. Это можно увидеть и по числу открывающихся храмов, мечетей и синагог, культовых зданий других конфессий, и по развитию духовного образования в наших религиозных конфессиях, и, конечно, по развитию теологии.

Кафедры теологии не создавались по указке сверху – никто подобные разнарядки никому не рассылает. Тем не менее, все новые и новые университеты вступают в Научно-образовательную теологическую ассоциацию. Уже насчитывается более шестидесяти участников НОТА, а начиналось все с нескольких университетов, которые собрались вместе и решили создать наш общий корабль.

Теология является важнейшей отраслью знания, которая соприкасается и с многими естественнонаучными отраслями, и с многими гуманитарными науками. Думаю, неслучайно в приветствии Президента Российской Федерации в адрес нашей конференции, которое мы сегодня слышали, говорится о содействии сбережению духовно-нравственных ценностей и богатейшего культурного наследия России. И, конечно, теология непосредственным образом участвует в этом процессе.

Надо отметить, что религиозные конфессии непосредственно занимаются сбережением культурного и духовного наследия России, однако делают это иным образом, чем, например, музеи. Музейный работник заботится о том, чтобы тот или иной объект сохранился, не исчез и не испортился, а музей, собственно, создается для того, чтобы люди могли приходить и наблюдать эти объекты. То есть музейные работники всегда связаны с прошлым и передают это прошлое нынешним и будущим поколениям. Если же говорить о религиозных традициях, то каждая из них развивается, и помимо вклада, который она внесла в развитие культуры в прошлом, она продолжает вносить свой вклад и в настоящем.

Приведу пример. Мы восхищаемся памятниками церковной архитектуры: приезжаем в Рим и идем к собору Святого Петра, в Париже хотим увидеть Нотр-Дам, люди посещают Москву, желая посмотреть на соборы Московского Кремля. Все это культурное достояние, которое создала Церковь, одна из религиозных конфессий. Но Церковь продолжает жить и продолжает созидать это культурное достояние. Мы продолжаем строить храмы, и те церкви и соборы, что возводятся сейчас, когда-нибудь также будут восприниматься не только как выдающиеся памятники той или иной религиозной конфессии, но и как памятники культурного и духовного наследия народа.

Религиозные традиции не только сохраняют духовно-культурное наследие, но также постоянно созидают его. Это очень важный аспект нашей работы, и хотелось бы, чтоб о нем все помнили.

В каких направлениях развивается теология? Как мы подчеркивали на каждой нашей конференции, с самого начала теология развивалась как межконфессиональный проект: в ее развитии участвуют традиционные религии Российской Федерации, прежде всего, православие, ислам и иудаизм. Сначала появился обобщенный паспорт теологической специальности, но очень скоро по просьбе традиционных конфессий он был разделен на три самостоятельных паспорта: «Православная теология», «Исламская теология» и «Иудейская теология». И сейчас эти три направления развиваются самостоятельно, хотя и не изолированно одно от другого. И то, что все мы участвуем сейчас в конференции, а также тот факт, что в состав нашей Ассоциации входят и православные духовные учебные заведения, и исламские учебные заведения, и представители иудейской теологии, и светские университеты, – все это показывает, что проект начинался и продолжается как межконфессиональный и межрелигиозный.

Не случайно и то внимание, которое оказывается развитию теологии Межрелигиозным советом России. Внутри него теперь даже имеется подразделение, которое призвано координировать наши усилия в сфере теологии.

Хотел бы обратить внимание на то, что в состав Научно-образовательной теологической ассоциации входят, в частности, ведущие педагогические университеты: МПГУ, РГПУ имени А.И. Герцена, Нижегородский педуниверситет имени К. Минина, Ярославский педуниверситет имени К.Д. Ушинского и другие. Думаю, очень важно, чтобы в дальнейшем развитии теологии мы не упускали из виду педагогическую составляющую. Я хотел бы ее особо выделить, поскольку, когда мы говорим о теологии и о ее развитии в нашем Отечестве, неизбежно встает вопрос о востребованности теологов: где именно будут востребованы люди с этой специальностью? Уверен, что прежде всего теологи должны быть и будут востребованы в сфере образования. Причем в данном случае речь идет и о высшем, и о среднем образовании.

Сейчас в России сложилась своеобразная ситуация. У нас в школах преподается предмет «Основы религиозных культур и светской этики» либо предмет «Основы духовной культуры народов России». Этот культурологический предмет самым непосредственным образом соприкасается и с религиоведением, и с теологией, его преподавание требует специальных знаний в области религии и теологии. Но чаще всего мы наблюдаем, что в школах вести эти уроки поручают людям, которые не являются профильными специалистами. Это может быть преподаватель физики или химии, литературы или истории, физкультуры или чего-то еще – в дополнение к его основному предмету педагогу поручают преподавать детям эти два культурологических предмета, которые требуют специальных знаний. Для не имеющего необходимой подготовки преподавателя это часто бывает дополнительной и ненужной нагрузкой. Для учеников же такие уроки могут превратиться в тяжкое бремя, потому что они получают знание не от специалиста в данной области, который мог бы рассказать интересно и вдохновенно, а от человека, который для этой сферы знания является случайным. С такими прецедентами мы сталкиваемся сплошь и рядом.

С другой стороны, имеются определенные вопросы, связанные с востребованностью тех, кто окончили теологические факультеты и кафедры. Куда им идти? Где преподавать? Есть, конечно, система преподавания в религиозных конфессиях.  Но, как правило, эта система сама воспроизводит своих преподавателей: сначала человек учится в Духовной семинарии, в Духовной академии, потом где-то стажируется, и затем туда же возвращается преподавателем. Система светского теологического образования, конечно, тоже имеет потенциал воспроизводства кадров, однако этим нельзя ограничивать возможности для выпускников теологических вузов и кафедр. Поэтому педагогический аспект мне представляется очень важным для дальнейшего развития теологического образования, и я бы хотел призвать ректоров, представителей тех наших вузов, которые имеют педагогическую составляющую, обратить особое внимание на этот фактор, который может помочь сделать теологию востребованной в системе высшего и среднего образования.

За последние годы мы смогли создать каркас теологического образования, необходимый для планомерного развития нашей отрасли. Во-первых, мы добились признания этой отрасли как научной специальности. Мы создали диссертационные советы, которые присуждают научные степени по теологии; и эти научные степени признаются государством. В качестве примера хотел бы привести работу диссовета, который создан на базе Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС) и двух церковных вузов – Общецерковной аспирантуры и докторантуры и Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Этот межвузовский диссертационный совет уже регулярно выпускает докторов теологии и кандидатов теологии. Их дипломы признаются государством. Таким образом, мы вносим свой вклад в наполнение воссозданной научной отрасли необходимыми для нее научными знаниями, причем работа ведется на высоком современном уровне.

Своим правом присуждать ученые степени пользуется ведущий российский университет с особым статусом – Санкт-Петербургский. В СПбГУ также прошли уже защиты по теологии.

Хотел бы отметить недавнее открытие диссертационного совета на базе РГПУ им. А.И. Герцена при поддержке Санкт-Петербургской духовной академии. Появление этого совета – своего рода ответ на критику представителей других отраслей науки, которые говорили, что у нас слишком мало диссертационных советов – всего лишь один. Теперь уже не один. Я также знаю о планах создания и других советов, в том числе по исламскому богословию. Вполне естественно, что с развитием этой научной отрасли создаются и новые диссоветы.

Кстати, по ходатайству Совета по исламскому образованию мы в Научно-образовательной теологической ассоциации обучили и аккредитовали группу экспертов в области исламской теологии, так что теперь у нас девять экспертов по исламу, а всего на данный момент насчитывается 44 эксперта Научно-образовательной теологической ассоциации.

Хотелось бы также сказать несколько слов о перспективах НОТА в региональном аспекте. Очень важно, чтобы мы создавали единые информационные ресурсы, а наша Ассоциация помогала кафедрам теологии в регионах, чтобы мы обменивались опытом, создавали библиотечные системы, привлекали научных руководителей, оказывали методическую взаимопомощь.

Несмотря на то, что в текущем году пандемия очень сильно сковала наши возможности, у нас имеется целый ряд инноваций, о которых я хотел бы кратко рассказать. Например, о теологической онлайн-школе Курского государственного университета. Это цифровая платформа, цель которой – транслировать знания о теологии как особой отрасли научного знания обучающимся в средних общеобразовательных организациях, их родителям, а также педагогам, преподающим предметы, дисциплины и модули, направленные на получение обучающимися знаний о духовно-нравственной культуре народов России. Эти знания транслируются также педагогам-предметникам, реализующим программы внеурочной деятельности в образовательных организациях; заместителям руководителей образовательных организаций по учебной и воспитательной работе; специалистам районных отделов образования; методистам муниципальных методических кабинетов дополнительного педагогического образования, районных и городских методических служб. С 14 по 18 декабря пройдет зимняя сессия, посвященная подготовке обучающихся средних образовательных организаций Курской области к региональной олимпиаде по основам православной культуры.

Другой пример инноваций – республиканский проект «Диалоги» в Мордовии в рамках кластера трех вузов: Мордовского государственного университета им. Огарева, Мордовского педагогического университета им. Евсевьева и Саранской духовной семинарии. Сегодня видеозапись мастер-класса в Мордовском государственном педагогическом университете была размещена на канале нашей Ассоциации на платформе YouTube, ее можно посмотреть.

Приведу также в качестве примера электронную библиотеку нашей Ассоциации на площадке научной библиотеки Бурятского государственного университета.

Таким образом, наша научная отрасль динамично развивается в различных направлениях при участии представителей конфессий и при поддержке государства. Приветствие Президента Российской Федерации, которое мы сегодня слышали, в очередной раз подчеркивает внимание, оказываемое российским государством на самом высоком уровне развитию научной отрасли «Теология»; это внимание мы ощущали на каждом этапе развития отрасли.

Я вспоминаю одну из конференций, когда мы имели возможность собраться в очном формате. На том заседании присутствовали три министра образования и науки – один действующий и два бывших, и я вспоминал, как при каждом из них мы делали какие-то шаги для развития отрасли «Теология». Это говорит о том, что вне зависимости от личного фактора развитие нашей научной отрасли все эти годы шло поступательно. И я надеюсь, что это поступательное развитие продолжится и далее.

Хотелось бы особо сказать о тех, кто внес в это свой вклад. Мы глубоко благодарны Президенту Российской Федерации, представителям Министерства науки и высшего образования, Министерства просвещения, Рособрнадзорва, представителям тех структур, которые сегодня представлены на нашем заседании и чьи приветствия прозвучали. Я хочу поблагодарить всех, кто принимает непосредственное участие в развитии нашей научной отрасли: ректоров духовных школ и ректоров университетов, профессорско-преподавательский состав высших учебных заведений. Думаю, мы все понимаем, что выполняем важную и насущную задачу, которая имеет значение для развития всего общества.

На предыдущих конференциях мы много говорили о том, что развитие теологии имеет прямое отношение к вопросу безопасности нашего государства, в том числе в связи с теми событиями, которые происходят сейчас во всем мире и, к сожалению, в нашей стране – я имею в виду процесс, который связан с определенной радикализацией взглядов людей, в том числе молодежи. Иногда, к сожалению, радикализации способствуют определенные религиозные или псевдорелигиозные проповедники: они выдают за учение той или иной традиционной религии постулаты, которые таковыми не являются либо представляют собой радикальное извращение этого учения. Мы с подобными случаями встречались уже неоднократно.

В данной ситуации особенно важно, чтобы наши учащиеся и на уровне высшего образования, и на уровне школьного образования получали адекватные знания о религии, чтобы они знали, чему конкретно учит та или иная религиозная традиция. Это необходимо, чтобы никакой авантюрист или проходимец, никакой террорист или преступник не мог совращать умы молодых людей, внушая им под видом религиозного учения ту или иную террористическую идеологию.

Поэтому еще раз повторю то, что говорил неоднократно на наших заседаниях и на предыдущих конференциях: развитие теологии – это веление времени, это вопрос, непосредственно связанный с безопасностью нашего государства и людей. В таком аспекте развитие теологии приобретает особую важность в нынешнее время.

Хотел бы завершить свое выступление пожеланием, чтобы следующая, пятая Всероссийская научная конференция «Теология в научно-образовательном пространстве: задачи и решения», как и другие наши встречи, проходила уже не в дистанционном режиме. Хочу пожелать, чтобы пандемия, которая сейчас уносит всё новые и новые жизни, как можно скорее прекратилась, и мы смогли вернуться к нормальному ритму работы. Желаю всем вам и вашим близким здоровья, крепости сил, помощи Божией, и пусть сила Всевышнего сохраняет нас всех в это непростое время.