Print This Post

 

3 декабря 2020 года, в предпразднство Введения во храм Пресвятой Богородицы, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени равноапостольных Кирилла и Мефодия митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в храме в честь мучеников и исповедников Михаила, князя Черниговского, и боярина его Феодора, чудотворцев, который входит в комплекс Черниговского Патриаршего подворья. В зданиях подворья размещается Общецерковная аспирантура и докторантура.

Архипастырю сослужили секретарь ОВЦС по межрелигиозным отношениям священник Димитрий Сафонов, клирики храма.

На Литургии на сугубой ектении прозвучали молитвенные прошения в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции.

Далее митрополит Иларион вознес молитву, во время распространения вредоносного поветрия чтомую.

По окончании богослужения архипастырь обратился к верующим со словом проповеди:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Продолжается Рождественский пост, и мы готовимся к встрече с Родившимся в Вифлееме Богомладенцем Спасителем. Но параллельно длится эпидемия, унося все новые и новые жизни. За каждой Божественной литургией мы поминаем тех, кто перешли в мир иной. Мы вспоминаем недавно скончавшегося митрополита Феофана, скончавшегося на днях митрополита Иова. Вчера скончался иеродиакон Ювеналий – клирик Московской епархии, которому было 38 лет. Каждый день, к сожалению, мы слышим новости о смерти одного, другого священнослужителя или мирянина.

Господь призывает нас к особой молитве, к особому трезвению. Не все понимают смысл молитвы. Некоторые думают: какой смысл молиться, если все равно все происходит так, как должно произойти? Но это неправильное представление. Молитва умилостивляет Бога ко всем нам и к каждому из нас. И никогда молитва не бывает тщетной, неуслышанной. А если Господь решает кого-то забрать от этой жизни к жизни будущей, то этот человек особенно нуждается в нашей молитве. Поэтому мы совершаем молитву не только о здравии, но и об упокоении тех, кто перешел в мир иной.

За каждой Божественной литургией мы слышим обращенное к нам слово Господа Иисуса Христа. Сегодня мы слышали одну из самых странных и малопонятных притч Спасителя – о неверном управителе. В ней рассказано о нанятом домоуправителе, которому господин сказал, что собирается его уволить. Но прежде чем уволиться, тот должен дать отчет в своем управлении. И этот человек вместо того, чтобы засесть за бумаги, взять в руки калькулятор или счеты, или какой-нибудь иной прибор, который позволит ему оправдаться перед хозяином, обходит должников своего господина и каждому из них, конечно, незаконным способом снижает долг.

«И, призвав должников господина своего, каждого порознь, сказал первому: сколько ты должен господину моему? Он сказал: сто мер масла. И сказал ему: возьми свою расписку и садись скорее, напиши: пятьдесят. Потом другому сказал: а ты сколько должен? Он ответил: сто мер пшеницы. И сказал ему: возьми свою расписку и напиши: восемьдесят» (Лк.16. 1-7).

Хозяин же вместо того, чтобы обругать неверного управителя за нечестность, похвалил его, что, конечно, совершенно неправдоподобно в обычной человеческой ситуации.

Но на то она и притча, чтобы через видимые образы являть нам невидимую реальность. В этой притче Господь не призывает нас быть нечестными, исправлять документы, суммы. Нет, речь здесь идет о том, что каждый из нас получил от Бога какое-то богатство – материальное, интеллектуальное, духовное – которое иногда может показаться принадлежащим нам самим. Вроде как я много работал, и заработал достаточно денег. Почему же мне не быть хозяином этого материального богатства и не распоряжаться им так, как мне вздумается? Но зачастую люди забывают о том, что если бы Господь не создал для них соответствующих условий, не дал им способностей, возможностей, здоровья, то не было бы у них этого богатства – ни материального, ни какого-либо другого.

Бог – источник всех богатств. Поэтому по большому счету все, чем мы обладаем, дано нам Богом. Именно так мы и должны относиться к нашему благосостоянию: это – не наше, нам это дал Господь. И дал не для того, чтобы мы это удерживали при себе, но чтобы делились с ближними.

У каждого из нас есть чем поделиться: у кого-то богатство материальное, у кого-то духовное или интеллектуальное. У кого-то доброе сердце, от которого можно проявить к человеку сочувствие, желание быть рядом с ним в трудные моменты его жизни. Нет такого человека, который бы не мог чем-либо поделиться с другими.

Об этом нам и говорит Господь: ваше богатство принадлежит Богу. А вам оно дано для того, чтобы вы им делились с ближними. И когда вы перейдете в мир иной, они вас там встретят, позаботятся о вас, будут молиться и ходатайствовать о вас перед лицом Божиим. Господь напоминает нам о том, что богатство надо собирать не на земле, а на небе, делясь им с ближними, и тем самым делая вклад в нашу будущую жизнь.

Многие люди сегодня участвуют в разных финансовых схемах, и делают различные вклады в свое будущее – вкладывают в Пенсионный фонд, в какие-то другие фонды, то есть часть денег, которые можно потратить сейчас, откладывают на потом для каких-либо целей. И Господь призывает нас так же вкладывать в нашу будущую жизнь, готовиться к ней уже здесь, на земле, откладывая часть нашего богатства путем его распределения между теми, кто в нем нуждается. Тем самым мы заработаем себе вечную жизнь и пребывание с Господом после смерти. Такой урок преподает нам сегодня Господь Иисус Христос.

Сегодня мы также празднуем память святителя Прокла, архиепископа Константинопольского, который жил в эпоху III Вселенского Собора, когда шли споры вокруг именования Пресвятой Девы Марии Богородицей. Это именование уже вошло в литургическое употребление, и уже в богослужении Пресвятая Дева именовалась Богородицей. Но нашлись такие умники, которые стали говорить, что не надо Пресвятую Деву называть Богородицей, потому что Она родила не Бога, а человека-Христа: Бог Слово родился предвечно от Отца, а человек Иисус Христос родился от Девы Марии. Поэтому надо Ее именовать не Богородицей, а Человекородицей. Но для того, чтобы никому не было обидно, Константинопольский Патриарх Несторий предложил, как он считал, компромиссный вариант: называть Пресвятую Деву не Богородицей и не Человекородицей, а Христородицей, потому что Она родила Христа.

Константинопольские Патриархи в истории были разного качества – некоторые из них были мудрые, некоторые менее мудры. Одни обладали глубокой церковной интуицией, которая позволяла им распознавать церковные догматы в литургических текстах, а у других такой интуиции не было.

Константинопольский Патриарх – святитель Григорий Богослов — еще в IV веке задолго до начала споров вокруг имени Богородица написал: «Если кто не признает Марию Богородицею, то он отлучен от Божества».

Но Несторий решил предложить компромисс. И народ Божий, услышав это, выразил свое недовольство, а потом к спорам подключились богословы, в том числе и святитель Прокл, который тогда был епископом Кизическим. И в самом Константинополе в то время, когда Константинопольский Патриарх еретичествовал, святитель Прокл произнес проповедь, в которой торжественно провозгласил Деву Марию Богородицей. А потом это исповедание было принято III Вселенским Собором. Несторий был низложен, на его место был поставлен другой человек, а следующим после него на Константинопольской кафедре стал святитель Прокл, чью память мы сегодня совершаем. Такие уроки преподает нам святая Церковь в дни Рождественского поста.

Будем в эти дни сугубо молиться о нашей Церкви, обо всех нас, о наших близких. Будем благодарить Бога за дар жизни, которым Он наделил каждого из нас, и просить Господа, чтобы поскорее миновала опасность, чтобы Он приклонил Свою милость к нам, хранил всех нас и наше Отечество, а Пресвятая Богородица покрывала всех нас от всякого зла честным Своим омофором.

Храни вас всех Господь».

Служба коммуникации ОВЦС