Print This Post

25 октября 2020 года, в Неделю 20-ю по Пятидесятнице, память святых отцов VII Вселенского Собора, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в столичном храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке.

Архипастырю сослужили клирики храма.

На Литургии на сугубой ектении прозвучали молитвенные прошения в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции.

Далее митрополит Иларион вознес молитву, во время распространения вредоносного поветрия чтомую.

По окончании богослужения архипастырь обратился к верующим со словом проповеди:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В Евангелиях рассказывается о трех случаях, когда Господь Иисус Христос вернул к жизни умершего человека. В Евангелиях от Матфея, Марка и Луки мы слышим о том, как Спаситель воскресил умершую девочку. В Евангелии от Иоанна рассказывается о воскрешении Лазаря. А в Евангелии от Луки, которое мы слышали сегодня, рассказывается о том, как Господь Иисус Христос воскресил сына вдовы в городе Наине.

Христос встретился с этой погребальной процессией случайно, хотя, в жизни людей не бывает ничего случайного. Люди не могут просто так случайно встретить на улице Воплотившегося Бога. Но, тем не менее, это была незапланированная встреча, и никто из участников этой похоронной процессии не ожидал и не мог ее ожидать.

Господь Иисус Христос встретил эту процессию, увидел лежащего на одре умершего юношу, единственного сына вдовы, которая шла следом и горько плакала. И, подойдя, Христос прикоснулся к одру и сказал: «Юноша! тебе говорю, встань!» (Лк. 7. 14). И тотчас, оживленный силой Божественного слова, умерший поднялся.

Читая евангельские рассказы о воскрешении мертвых, мы спрашиваем себя, в чем же смысл этих историй и почему евангелисты решили донести их до нас ?

«Я есть воскресение и жизнь» (Ин. 11. 25), — произносит Господь Иисус Христос, приближаясь к гробу умершего четверодневного Лазаря. Слова эти были обращены к Марфе, которая сказала Спасителю, что верит в воскресение Лазаря в последний день. И мы все тоже верим, что произойдет всеобщее воскресение и все умершие, все люди, когда-либо жившие на земле, силой Божией будут воскрешены к новой жизни. И свидетельством этому являются случаи воскрешения к временной жизни, которые описаны в Евангелии.

Для Бога нет ничего невозможного. Для Него не существует смерти, ибо Бог же не есть Бог мертвых, но живых ( Лк. 20.38).  Все мы для Бога живы: люди, которые живут на этой земле или жили на ней прежде, или которым только предстоит прийти в этот мир, ибо они еще не родились, – все присутствуют в Божественном промысле и все живут в Боге.

Здесь, на земле, каждому из нас дается определенный временной отрезок, чтобы в течение земной жизни мы могли приобщиться к Богу, соединиться с Ним духовно и телесно через участие в церковных Таинствах и через жизнь по евангельским заповедям. Ведь одно без другого немыслимо. И как говорит апостол Иаков, «вера без дел мертва» (Иак. 2. 26), и любая религиозная практика, если она не сопровождается добрыми делами, не приносит человеку пользы.

В Евангелии Господь Иисус Христос возвестил миру о том, что Он – источник жизни. Но одновременно Евангелие показывает нам, что спасение не дается автоматическим или магическим образом. И само по себе участие в церковных Таинствах, причащение Святых Христовых Таин еще не гарантирует человеку спасение в вечной жизни. Господь ожидает от нас, что мы будем приносить плоды добродетельной жизни, сверять свою жизнь с евангельскими заповедями, поступать так, как Он нам заповедует. Что мы будем отдавать свою жизнь другим людям, и не только словом, но и делом станем проповедовать Его Распятого и Воскресшего ради спасения людей.

В этом и заключается смысл нашей земной жизни, которая является приуготовлением к жизни будущей. Здесь Господь дает нам возможность проявить свои таланты и способности, исполнить Его заповеди и через церковные Таинства, особенно, конечно, через Таинство святого Причащения, соединиться с Ним духовно и телесно, а, главное, подготовиться к жизни будущей, которая не измеряется ни часами, ни минутами, ни днями, месяцами и годами, но длится бесконечно.

Некоторые люди, думая о вечной жизни, спрашивают: что же мы будем там делать? Неужели вечная жизнь будет длиться и длиться, без изменений? Но сейчас мы не знаем о том, какой будет вечная жизнь  и как мы ее воспримем. Нам лишь известно, что жизнь земная является подготовкой к жизни вечной, и что земная жизнь дана нам для того, чтобы мы здесь соединились с Господом через церковные Таинства и через добрые дела.

Как учит Святая Церковь, всеобщее воскресение станет действительно всеобщим, ведь воскреснут не только верующие, но и неверующие, не только те, которые этого ожидают, но и те, которые не верят в будущую жизнь. И воскресение это будет разного качества для людей, живших с Богом, и для людей, живших без Бога. Живущие без Бога со страхом увидят грозного Судию, Который придет, чтобы обличить их в грехе и исполнить Свою последнюю волю о тех, кто противился Ему в земной жизни. А те, кто молился Богу, кто стремился соединиться с Ним в этой жизни, участвовал в Таинствах церковных, творил добрые дела, – этим людям уготовано иное воскресение, о котором мы говорим в Символе веры: «чаю воскресение мертвых и жизни будущего века». Слова эти мы произносим не со страхом и трепетом, а с надеждой и упованием на милость Божию. И радуемся тому, что жизнь человеческая не кончается смертью, но что за порогом смерти нас ждет жизнь вечная.

Будем уже сейчас приобщаться к вечной жизни – через церковные Таинства, через причащение Святых Христовых Таин. И будем просить Господа, чтобы на Страшном суде мы смогли достойно ответить за все наши дела, получить от Бога оправдательный приговор и наследовать Царствие Небесное, что уготовано от Господа всем и каждому. Аминь.

Всех вас поздравляю с праздником!

Берегите себя, своих близких и да хранит вас всех Господь!»

 

Служба коммуникации ОВЦС