Print This Post

20 сентября 2020 года, в Неделю 15-ю по Пятидесятнице, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в столичном храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке.

Архипастырю сослужили клирики храма.

На Литургии, на сугубой ектении прозвучали молитвенные прошения в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции.

Далее митрополит Иларион вознес молитву, во время распространения вредоносного поветрия чтомую.

По окончании богослужения архипастырь обратился к верующим со словом проповеди:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В сегодняшнем евангельском чтении мы слышали о том, как некий законник, то есть левит, человек, который служил при храме и был знатоком закона Моисеева, подошел к Иисусу и задал Ему вопрос: «Какая наибольшая заповедь в законе?» (Мф. 22, 36).

Этим вопросом законник хотел искусить Иисуса, уловить Его в словах и найти против Него какое-нибудь обвинение. Ведь как известно, в законе Моисеевом десять заповедей и наибольшей заповеди вообще нет. Сказать, что одна заповедь важнее другой – значит пренебречь другими. Сказать, что одна заповедь должна исполняться, а другие исполнять не обязательно — все равно что призвать к нарушению закона Моисеева.

Господь Иисус Христос из всего, что написано в законе Моисеевом, избрал только две заповеди, о которых и сказал этому законнику. Первая – «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим» (Мф. 22. 37). «Вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22. 39).

Заметьте, законник спросил Иисуса Христа об одной заповеди, а Он в ответ назвал две заповеди, которые связаны между собой неразрывно. Ведь человек не может любить Бога и не любить при этом ближнего, так же, как он он не может любить ближнего, но при этом не любить Бога. Для Иисуса Христа эти две заповеди нерасторжимы. И Он напоминает не только законнику, но и всем нам о том, что мы призваны любить Бога, и эту любовь к Богу являть и по отношению к нашим ближним.

Большинство притч Господа Иисуса Христа говорят именно об этом. Вспомним притчу о милосердном самарянине, который сжалился над человеком, попавшем в руки разбойников. Вспомним притчу о двух должниках и о том, как Господь призывает нас прощать людям так, как Он прощает нам наши грехи. Мы можем вспомнить и многие другие притчи, почти все они говорят о том, как люди призваны относиться друг к другу. И если мы любим Бога всем сердцем, всей душою, всей мыслью своею, как призывает закон Моисеев, то мы и ближнего нашего будем любить, как самого себя.

Но что значит любить ближнего, как самого себя? Это значит смотреть на ближнего его глазами, уметь, как говорится, войти в его положение, поставить себя на его место.

Мне часто приходилось, общаясь с нашим Святейшим Патриархом, спрашивать его о том или другом человеке, почему тот поступил так или иначе. Иногда поступки того или иного человека казались мне необъяснимыми. На что Святейший Патриарх мне часто говорил: «А вы поставьте себя на его место». И тогда я начинал думать, ставить себя на место того человека и понимал, что да, наверное, если бы я оказался в его положении, я бы тоже поступил именно так.

Мы очень часто отказываем людям в праве на ошибку, в праве быть самими собой. Себе мы в этом не отказываем, к себе мы всегда снисходительны, мы готовы прощать свои немощи, свои грехи. Мы приходим на исповедь с одними и теми же грехами изо дня в день, из года в год и надеемся на милосердие Божие. Но по отношению к другим людям мы очень редко бываем снисходительными. Гораздо чаще мы судим их тем судом, которым сами совсем не хотим быть судимы. У нас один критерий по отношению к себе и совершенно другой по отношению к нашим ближним.

Так вот, еще Ветхий Завет говорит нам об очень простой истине: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя», то есть умей посмотреть на своего ближнего его глазами, умей войти в его положение.

А Господь Иисус Христос являет нам еще большую любовь и призывает нас любить ближних больше самих себя. В этом смысл той жертвенной христианской любви, которая была явлена Самим Господом Иисусом Христом на кресте, когда Он добровольно принял на Себя смерть, чтобы искупить людей от их грехов. И многие люди, воспринявшие глубоко в сердце Евангелие Христово, пошли тем же путем. Они готовы были жертвовать собою во имя спасения других. И это не потому, что собственная их жизнь менее ценна, чем жизнь другого человека.

Мне вспоминается, как в советское время нас учили в школе, что мы все должны жить для счастья других поколений. И я всякий раз спрашивал себя: а чем будущие поколения лучше нашего поколения? Почему мы должны жить для будущих поколений? Нам ведь всем хочется жить для самих себя. И это вполне справедливое и законное желание человека. Но если складывается такая ситуация, когда наш ближний находится в беде, то, конечно, Господь призывает нас ему помочь. И Господь призывает нас к такому самоотвержению, чтобы мы не думали вообще в этот момент о себе, а думали о другом человеке.

Я часто привожу один пример. Представим себе, что мы находимся на корабле, а за борт выпал человек, и он тонет. У нас есть разные способы ему помочь. Мы можем привлечь внимание судовой команды, можем пойти к капитану судна и доложить о том, что произошло. У нас есть возможность бросить утопающему спасательный круг и смотреть, помает он его или нет. И, наконец, у нас есть третья возможность: броситься в воду и, рискуя собственной жизнью, спасти этого человека.

Именно так нас спасает Господь Иисус Христос – Он входит в нашу жизнь, не откуда-то с небесной высоты подает нам руку помощи, а бросается в бушующее море человеческой жизни. Христос отдал Свою жизнь, чтобы спасти нас, чтобы даровать нам жизнь вечную и открыть путь к Царствию Небесному.

Господь Иисус Христос являет нам жертвенную любовь, которая превосходит человеческие силы, обычную человеческую логику и даже заповеди, что были даны людям в Ветхом Завете. Этой любви Христос научает каждого из нас через обстоятельства, которые складываются вокруг. Не каждый день мы оказываемся на корабле и не каждый день кто-то попадает в бушующие морские волны. Но если такая помощь потребуется, мы призваны быть готовыми ее оказать вплоть до того, чтобы пожертвовать собственной жизнью. И святые, которых мы прославляем, которым молимся, явили нам образ этой жертвенной любви, начиная от апостолов и вплоть до новомучеников XX столетия.

Будем молиться Господу и просить Его, чтобы Он научил нас любить Бога всем сердцем, всей душою, всей нашей мыслью. Чтобы Он научил нас любить ближних, вплоть до готовности отдать за их спасение  нашу жизнь. Аминь.

Всех вас поздравляю с праздником. Храни вас всех Господь».

Служба коммуникации ОВЦС