Print This Post

 

24 июля 2020 года, в день памяти святой равноапостольной княгини Ольги, митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в московском храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке.

На сугубой ектении прозвучали молитвенные прошения в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции. Далее митрополит Иларион вознес молитву, во время распространения вредоносного поветрия чтомую.

По окончании богослужения архипастырь обратился к верующим со словом проповеди:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Всех вас, дорогие отцы, дорогие братья и сестры, поздравляю с днем памяти святой равноапостольной великой княгини Ольги. Сердечно поздравляю тех, кто празднует сегодня свое тезоименитство.

В этот день мы вспоминаем первую крестительницу Святой Руси, которая воспитала в благочестии своего внука – равноапостольного князя Владимира. Сама она, как мы знаем из исторических источников, приняла крещение от Константинопольского патриарха, восприемником ее стал Константинопольский император. Таинство крещения великой княгини Ольги было совершено в храме Святой Софии.

О нем я хотел бы вам рассказать, потому что сегодня в этом храме впервые за многие десятилетия будет совершен мусульманский намаз. Таково решение нынешних турецких властителей – решение, по поводу которого высказались и Святейший Патриарх Кирилл, и наш Священный Синод, и Предстоятели других Поместных Православных Церквей. Но не в обычае у турецких властителей слушать голоса православных людей.

Этот храм был построен в VI веке святым императором Юстинианом по образцу древней ветхозаветной скинии и Иерусалимского храма, хотя, конечно, по своим архитектурным формам не имел с тем ничего общего. Иерусалимский храм, как мы знаем из его реконструкции, был построен в античном стиле, там были колоннады, а Святая София возводилась как новое чудо архитектуры, потому что архитекторы попытались в этом удивительном соборе воплотить идеал храма как образа Вселенной, и величественный купол диаметром более 30 метров должен был символизировать небо. Представьте себе, сколько весит такой купол, причем он не стоит на колоннах или столпах, а будто подвешен в воздухе. Для того, чтобы он не обрушился на головы людей, была продумана очень хитроумная система полукуполов, которые оттягивали на себя вес этого величественного небоподобного купола.

Удивительная архитектура сочеталась с не менее удивительным внутренним убранством: храм был отделан мраморными плитами, а его верхние части, включая купол и полукупола, украсили драгоценные мозаики. Это золотое небо сияло над головами людей, и неслучайно те, кто заходил в храм Святой Софии, не знали, на земле ли они находятся, потому что такой красоты, созданной человеческими руками, никто никогда прежде не видел. А когда в этом храме совершалось торжественное богослужение с участием патриарха, императора, многочисленных священников, более 400 певцов и чтецов, как вы понимаете, это производило на всех неизгладимое впечатление.

Храм Святой Софии неоднократно за время своей истории подвергался осквернению и приходил в запустение. Впервые он был осквернен при иконоборцах, когда в голову византийским императорам взбрело, что в храмах не должно находиться священных изображений. Уже в то время в алтарной апсиде Святой Софии имелось изображение Богоматери – иконоборцы его сбили, и только после победы над иконоборческой ересью оно было восстановлено. Это изображение IX века и сейчас красуется на алтарной апсиде сего святого храма, превращенного в мечеть.

Сохранилась проповедь святого патриарха Фотия, в которой нашло отражение восстановление образа Богородицы и описывается эта величественная мозаика. Говоря о том, что происходило с храмами в иконоборческую эпоху, патриарх Фотий отмечает, что иконоборцы и богопротивные богохульники лишили красоты Святую Церковь – Невесту Христову, сняв присущее ей украшение и оскорбив ее горькими ранами; также звучит сравнение Святой Софии, где иконоборцами были уничтожены священные изображения, с человеком, у которого выкололи глаза.

Но благодаря попечению византийских императоров и патриархов, трудам многочисленных мастеров и большим вкладам, которые делались в содержание и поддержание этого храма, он был восстановлен во всем своем великолепии, во всей своей красоте.

Сейчас в Святой Софии сохранились лишь небольшие фрагменты тех мозаик: это образ Божией Матери в алтарной апсиде, деисусный чин, который можно увидеть на одном из балконов этого собора, и еще несколько изображений Христа и Богородицы с предстоящими святыми либо предстоящими ктиторами – императорами и императрицами.

После того, как в 1453 году Константинополь пал под натиском турок, собор Святой Софии был превращен в мечеть. Большинство священных изображений в нем сбили, а те, на которые не хватило молотков или времени, просто закрасили. Именно эти закрашенные тогда изображения в XX веке были восстановлены, и по ним мы можем сейчас судить о том, каким был в годы своей славы этот величественный храм. В 1934 году он был превращен в музей. Лишь в последние месяцы возобновились разговоры о том, что храм Святой Софии должен стать мечетью; и как раз сегодня в этом храме совершается первый мусульманский намаз.

Но для нас, православных христиан, Святая София навсегда останется храмом, посвященным Господу Иисусу Христу. Как вы знаете, этот собор был освящен не в честь какой-либо святой женщины, которую звали Софией. София – это Премудрость Божия, это одно из имен нашего Спасителя. Храм Святой Софии строился в честь Господа Иисуса Христа, и его престольным праздником стало Рождество Христово. Также Господу был посвящен построенный по образцу этого храма Софийский собор в Киеве, а затем и Софийский собор в Новгороде.

Мы скорбим о том, что храм Святой Софии в Константинополе лишен сейчас своего благолепия, что он используется не по назначению. Но мы видим, что милость Божия по отношению к Православной Церкви не оскудевает. Где-то храмы продолжают осквернять, но где-то строятся новые, величественные соборы. Один из них – построенный по образцу Святой Софии храм святителя Саввы в столице Сербии Белграде. Строительство его велось более ста лет, и сейчас завершаются работы по созданию внутреннего убранства храма. В этих работах, которые осуществляются на средства российского государства при посредничестве Русской Православной Церкви, принимают участие художники-мозаичисты из России. В скором времени белградский собор засияет своей красотой, и приезжая туда, мы сможем видеть, какой была бы Святая София, если бы не была многократно осквернена и поругана.

Кроме того, совсем недавно совершилось освящение величественного храма Вооруженных сил России, где будут молиться наши воины. Приходя туда, мы также можем видеть славу святого Православия.

В XX веке мы пережили долгие десятилетия, когда наши святые храмы были закрыты и использовались не по назначению, а многие из них оказались вообще стерты с лица земли. Но ныне наша Церковь пользуется теми возможностями, которые ей открылись после 1000-летия Крещения Руси, мы строим новые храмы, большие и маленькие, величественные и менее заметные. И пусть никто нам не говорит, будто мы «настроили слишком много», что эти храмы не будут посещаемы. Зайдите в любую церковь в воскресный или праздничный день, в центре Москвы или на окраине, в спальном или ином районе, и вы увидите, что храмы наполняются молящимися. Они строятся для людей. Какой-то из храмов может быть посвящен Самому Господу, какой-то – Пресвятой Богородице или одному из святых, но всегда храм является местом присутствия Божия, всегда там в богослужении участвует весь собор святых, начиная от Пресвятой Богородицы и кончая святыми нашего времени, включая всех ангелов Небесных и усопших православных христиан. И каждый храм являет славу Божию, которой он наполнен.

Я хотел бы всем нам пожелать, чтобы мы всегда любили наши храмы, приходили в них для молитвы, участия в богослужении, причащения Святых Христовых Таин, чтобы в храме мы ощущали то, что ощутили послы святого князя Владимира, когда пришли в храм Святой Софии Константинопольской. Увидев его благолепие, услышав красоту церковного пения, послы вернулись к князю и, потрясенные, сказали: «Мы обошли всю землю, были у мусульман, у иудеев, у западных христиан, но в Святой Софии мы не знали, на небе или на земле находимся, потому что такой красоты на земле не бывает».

Будем эту небесную красоту ощущать в наших храмах, и не только через их архитектурные особенности, через их внешнее или внутреннее убранство, а прежде всего благодаря тому, что в храме живет Сам Бог, присутствуют Пресвятая Богородица и все святые. Аминь».

Служба коммуникации ОВЦС