Print This Post

21 июня 2020 года, в Неделю 2-ю по Пятидесятнице, Всех святых, в земле Русской просиявших, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в московском храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. Архипастырю сослужили клирики храма.

На сугубой ектении были вознесены молитвенные прошения в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции.

После сугубой ектении митрополит Иларион вознес молитву, во время распространения вредоносного поветрия чтомую.

По окончании богослужения митрополит Иларион обратился к верующим с архипастырским словом:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Всех вас, дорогие отцы, дорогие братья и сестры, поздравляю с праздником – с днем памяти всех святых, в земле Русской просиявших.

До недавнего времени этот праздник назывался несколько иначе – память всех святых, в земле Российской просиявших. Но потом решением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви было сочтено правильным именовать этот праздник памятью святых, в земле Русской просиявших. Потому что слово «российский» в последние годы стало прочно ассоциироваться с Российской Федерацией. А земля Русская – это не только историческая Россия, но и Украина, и Беларусь, и все те земли, которые мы именуем Святой Русью. И как мы знаем, начало христианства на Руси было положено не в Москве, не в Санкт-Петербурге, а в Киеве, где князь Владимир крестил Русь. И в водах Днепра князь Владимир крестил не три народа – русский, украинский и белорусский, а крестил единый народ Руси.

После того, как вера христианская пришла на русскую землю, началось духовное преображение нашего народа. Оно началось не сразу и не происходило каким-то логическим путем. Не вдруг и не во мгновение ока наш народ стал православным и верующим. Но уже в середине XI века мой великий соименник – святитель Иларион, митрополит Киевский, в «Слове о законе и благодати» писал, как изменилась жизнь русских людей после того, как воссияла на Руси христианская вера. Идолы были повержены и на место ложной религии пришла религия истинная. По всей земле Русской были простроены православные храмы, и на смену древнему закону пришла благодать и истина.

Вся последующая история Святой Руси говорит о том, что плоды спасительного сеяния, которое было посеяно в Русскую землю равноапостольным князем Владимиром, были замечательными и многими. И на протяжении всех веков в русской истории сияли великие святые, начиная от самого князя Владимира и его сыновей — страстотерпцев Бориса и Глеба, святых древнего Киева Антония и Феодосия Печерских, которые стали родоначальниками русского монашества, и многих благоверных князей, святителей, преподобных, мучеников и юродивых. Эти святые были совестью русского народа, ибо каждый из них возвещал Христову истину. И подобно тому, как в ветхозаветные времена Господь посылал пророков богоизбранному народу израильскому, точно так же и во втором тысячелетии христианской истории на Руси в каждом поколении были свои пророки и апостолы.

Мы слышали сегодня в евангельском чтении о том, как Господь Иисус Христос призвал Петра и Андрея, а затем Иакова и Иоанна Зеведеевых и сказал им: «Идите за Мною» (Мф. 4.19). Точно так же и на нашей русской земле Господь  избирал Своих помощников, Своих апостолов, Своих проповедников, которым говорил: «Следуйте за Мною». И они оставляли все и шли за Ним.

Таким был преподобный Сергий Радонежский, игумен земли Русской. Еще в юности он оставил все и последовал за Христом, чтобы, отрекшись от мирского жития, уединившись в дремучем лесу, проводить жизнь в безмолвии и одиночестве. Но Богу было угодно явить его всему русскому народу после многих лет подвигов. Преподобный Сергий стал поистине игуменом земли Русской, ибо его молитвенное покровительство простерлось на всю Святую Русь. И уже при жизни он пользовался почитанием, а после смерти слава его возросла еще больше.

Мы можем вспомнить сегодня многих других русских святых, в том числе тех, которые жили в так называемый синодальный период, когда Русская Православная Церковь была лишена полноценного канонического возглавления, когда у Церкви не было Патриарха, а ее главой считался царь.

Но царь не был просто светским человеком, он был православным, и помазание на царство принимал от православного иерарха. А потому и служение его было не только политическим, гражданским или светским, но одновременно он нес свое служение по прямому указанию Бога. И власть, которой он был наделен, он получал не только в силу закона о престолонаследии, но и в силу того, что, вступая на трон, он получал от Церкви помазание на царство.

В течение синодального периода было канонизировано не так много святых. Но, тем не менее, в этот период мы видим величайший пример святости — преподобного Серафима Саровского, который среди сонма русских святых занимает особое место. Подобно Сергию Радонежскому, он ушел в пустыню и долгие годы жил в безвестности. Но Богу было угодно и его явить русскому народу, и преподобный Серафим стал величайшим святым последних веков, ибо по своей благодатной силе и подвигам он превзошел многих древних святых.

Мы можем вспомнить и святителя Филарета Московского, чьи мощи сегодня покоятся в Храме Христа Спасителя. Он не был таким подвижником, как Сергий Радонежский и Серафим Саровский. Он не уходил в дремучий лес, не стоял тысячу дней и тысячу ночей на камне. Он был, как сегодня иногда говорят, «церковным чиновником» и сделал то, что сегодня называют «церковной карьерой». Но живя среди мира, общаясь с представителями царского дома и аристократии, занимаясь церковными делами, в том числе и тем, что, опять же, сегодня можно назвать «церковной бюрократией», этот человек явил выдающийся пример святости. И если кто-либо из нас обратится к его творениям, то увидит, что святитель Филарет по силе и ясности своего богословского ума ни в чем не уступает ни Григорию Богослову, ни Василию Великому, ни Иоанну Златоустому. Просто этот святой жил в другое время, в другую эпоху. Если кто-либо из вас еще не познакомился с его творениями, приобретите их или хотя бы почитайте в Интернете. Святитель Филарет Московский оставил удивительные проповеди, писания, в которых он очень глубоко, с большой силой раскрыл тайны христианской веры.

Мы можем вспомнить сегодня и святого праведного Иоанна Кронштадтского, который был «обычным» приходским священником. Да, он состоял в браке, но семейную жизнь не вел. И будучи приходским священником, служил он совершенно по-особому. Он совершал Литургию каждый день. Тысячи людей со всей Святой Руси съезжались для того, чтобы принять участие в этих необыкновенных службах, приобщиться к тому божественному огню, которым он горел, и получить от батюшки наставление, а во многих случаях и исцеление от телесных болезней.

Наконец, мы можем вспомнить святых XX века – тех, которые, может быть, не готовили себя к святости и, вступая на путь христианской жизни, наверное, думали, что проживут обычную церковную жизнь: кто-то станет святителем Божиим, кто-то священником, кто-то монахом, а кто-то проживет свою жизнь в мирянском чине. Но когда на Церковь обрушились беспрецедентные гонения со стороны дьявольских безбожных сил, которые тогда управляли нашей страной, тогда Церковь просияла великим сонмом новомучеников и исповедников. И многие из тех, кто, наверное, не готовили себя к подвигам, пошли на этот подвиг, ибо их к этому призвал Господь. И этим путем верности Господу Иисусу Христу они прошли до самого конца, и сегодня мы их прославляем как наших небесных покровителей и заступников.

На протяжении многих веков Русская земля приносила плод святости Господу Иисусу Христу, Который просветил нашу землю светом Своего богоразумия. И сегодня мы являемся наследниками тысячелетней традиции русской святости. Из нее, как из бездонного источника, мы можем черпать вдохновение, которое нам необходимо для того, чтобы в наше время нести подвиг христианской жизни.

Будем помнить о том, что наши русские святые горели божественным огнем и сияли божественным светом, который был явлен многим людям. Когда преподобный Сергий Радонежский совершал Литургию и призывал Святого Духа на Святые Дары, окружающие видели, как Дух Святой в виде огня сходил в чашу. Когда к преподобному Серафиму Саровскому приходили люди, некоторые из них удостаивались видеть его сияющим божественным светом, подобно Христу на горе Преображения. Этим божественным светом сиял и святой праведный Иоанн Кронштадтский, так, что даже сейчас, когда мы смотрим на его фотографию, мы видим, как божественный огонь светится в его глазах. Божественный огонь горел и в сердцах наших выдающихся русских миссионеров, которые, подобно  святому равноапостольному Николаю Японскому, просвещали светом Христовой истины другие народы и имели в этом большой успех, ибо Сам Господь споспешествовал им. А новомученики и исповедники последнего времени, наглядно явившие нам христианский подвиг, просвещенные Божественным осиянием, шли на собственную Голгофу.

Будем молиться нашим русским святым о том, чтобы они помогали нам на нашем христианском жизненном пути. Будем просить их молитвенного заступничества, чтобы наша Русская земля никогда не оставляла веру православную, ибо в ней залог спасения всего нашего народа.

Всех вас поздравляю с праздником! Берегите себя и да хранит вас всех Господь».

 

Служба коммуникации ОВЦС