Print This Post

17 апреля 2020 года, в Великую пятницу, когда Церковь совершает воспоминание святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил в московском храме в честь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке вечерню с выносом Плащаницы Спасителя. Архипастырю сослужили клирики храма.

После выноса Плащаницы митрополит Иларион обратился к верующим со словом проповеди:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Мы совершили вечерню с выносом Плащаницы Господа нашего Иисуса Христа. И сегодня вечером мы будем совершать чин погребения Спасителя.

В сегодняшнем евангельском чтении мы слышали, как Господь наш Иисус Христос умирал на кресте и как воззвал к Своему Отцу словами псалма: «Боже мой! Боже мой! Для чего Ты Меня оставил?» (Мк. 15. 34).
Из учения Церкви и из творений святых отцов мы знаем, что Бог Отец никогда ни на мгновение не оставлял Своего Сына.

Но мы также знаем о том, что Господь наш Иисус Христос стал Первосвященником, Который должен был пройти через человеческие искушения, чтобы помогать искушаемым, как говорит апостол Павел в послании к евреям. Он должен был пройти через всякий человеческий возраст и через всякое человеческое страдание. Он родился, как рождаются земные младенцы, хотя и не обычным образом – не от мужчины и женщины, а от Святого Духа и Марии Девы. Он возрастал и укреплялся духом. Он жил в послушании у Своих родителей, у Своего законного отца Иосифа и у Своей матери Марии. Он готовился к тому послушанию, которое возложил на Него Сам Бог – к проповеди Царства Божия и к спасительному делу, ради которого Он пришел. И прежде чем выйти на проповедь, Сын Божий претерпел три искушения от диавола, тоже для того, чтобы помочь искушаемым.

Господь был предан на смерть, и мы исповедуем, что смерть Его была добровольной. И в то же время Он шел на смерть по послушанию Своему Отцу — Его воля находилась в полной гармонии с волей Отца. Именно поэтому Он не прекословил Своему Отцу, хотя по-человечески страшился смерти. Это мы видим из Евангелий, которые говорят нам о том, как Христос молился в Гефсиманском саду, прося Своего Отца, что, если возможно, пусть чаша страданий минует Его. Но Сын Божий знал, что чаша не может Его миновать, поэтому далее он говорит: «да будет воля Твоя» (Мф. 26, 42).

Когда Христос уже висел на кресте, истерзанный и измученный, Он обратил вопль к Своему Небесному Отцу, ибо ощутил то, что чувствуют люди, когда очень сильно страдают. Он ощутил богооставленность. И в то же время мы читаем в Евангелии о том, как Христос умирал и какими были Его последние слова: «Отче! в руки Твои предаю Дух Мой» (Лк. 23. 46). С этими словами, как повествует евангелист Лука, Иисус испустил дух. И с абсолютной преданностью воле Божией Он ушел из этого мира для того, чтобы сойти во ад, вывести оттуда души тех, кто там томился, а затем воскреснуть и открыть для всякой плоти путь к воскресению.

Вместе со смертью на кресте Господа Иисуса Христа мы вспоминаем и стояние при кресте Иисуса Божией Матери. В Евангелиях очень мало говорится о Ней, в частности, евангелисты Матфей и Лука говорят о Божией Матери в связи с рождением от Нее Господа Иисуса Христа. А затем о Ней упоминает только евангелист Иоанн в рассказе о браке в Кане Галилейской и в рассказе о том, как Она стояла у креста и как Господь вверил Ей Своего ученика, а ему вверил Свою Пречистую Матерь.

В каноне о распятии Господа и «На плач Пресвятой Богородицы» мы слышали слова, которые поэт вкладывает в уста Богородицы: «Куда Ты спешишь, Возлюбленное Мое Чадо? Или новый брак в Кане Галилейской, и Я должна поспешить за Тобою, или остаться здесь. Почему Ты молчишь, Чадо Мое?»

Господь Иисус Христос не молчал. Он на кресте вверил Свою Пречистую Матерь Своему возлюбленному ученику. Но молчал Бог Отец, когда Его Сын страдал на кресте.

Мы слышали в Евангелии, как Бог Отец неоднократно свидетельствовал о Своем присутствии. Когда Христос выходил из Иордана и все услышали слова: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3. 17). Эти же слова услышали ученики Спасителя, когда Он преобразился перед ними на горе Фавор. На гору опустилось светлое облако, из которого раздался голос Бога Отца: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Мф 17.5). Когда Господь незадолго до Своей смерти обратился при народе к Своему Отцу: «Отче! прославь имя Твое» (Ин. 12. 28) – глас Отца пришел с неба: «И прославил и еще прославлю» (Ин. 12. 28).

Но когда Господь Иисус Христос висел на кресте, когда Он в тяжких муках и страшной агонии взывал к Своему Отцу словами псалма: «Или, Или! лама савахфани?» (Мф. 27. 46), не было гласа с неба. Молчал Отец, ибо Сыну Божию суждено было пройти через муки богооставленности.

Сегодня мы переживаем трудное время. Многим хотелось бы прийти в храм на богослужения, на Пасху, но возможности этой нет. Многие живут в страхе перед тем, что будет происходить в ближайшие дни и недели, в страхе перед болезнью, перед возможной потерей своих близких, и спрашивают себя: «А не оставил ли нас Бог? Почему Бог молчит? Почему Он не вмешается в эту ситуацию?»

Все, что мы слышали сегодня, и все, что мы услышим вечером, когда будем совершать чин погребения Господа Спасителя, свидетельствует о том, что Бог никогда не оставляет человека. Даже если человеку кажется, что Бога рядом нет, что Он где-то далеко, если кажется, что Бог его не слышит или молчит – Господь всегда рядом, и всегда придёт на помощь.

В этом нас удостоверяет смерть Господа Иисуса Христа на кресте. Если бы Бог был безразличен к страданиям людей, Он не заставил бы Своего Сына страдать. Если бы Бог был далек от людей, Он нашел бы какой-то иной, менее болезненный для Себя способ спасти людей. Но Богу было угодно воплотиться, пройти через весь человеческий возраст, через всякое человеческое страдание, в том числе и через муки богооставленности, для того, чтобы мы не чувствовали себя одинокими, потерянными и оставленными.

Богу было угодно на кресте вверить Своего любимого ученика Своей Божественной Матери – и вместе с ним, как учат нас святые отцы, Он вверил Ей и все человечество. И мы знаем, что Пресвятая Богородица является нашей Ходатаицей, Заступницей у престола Небесного Царя. Мы знаем, что Она слышит наши молитвы и Честным Своим омофором покрывает всех и каждого из нас от всякого зла. И это наполняет нас духовной силой, внутренним спокойствием, верой, надеждой и любовью.

Мы верим в Бога. Мы любим Бога. Мы надеемся на Бога. Мы верим в предстательство Пресвятой Богородицы. Мы надеемся на Ее предстательство, и с любовью к Ней обращаем свою молитву о себе самих, о наших близких, о нашем Отечестве, обо всех, кто сегодня страдает, обо всех, кто сегодня трудится, чтобы облегчить страдания ближним. И мы просим Господа, чтобы чаша страдания миновала нас как можно скорее, чтобы милость Божия излилась на нас и покров Пресвятой Богородицы всегда простирался над всеми нами. Аминь».

Служба коммуникации ОВЦС