Print This Post

7 апреля 2020 года, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, день преставления святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил вечерню и Божественную литургию святителя Иоанна Златоуста в московском храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. Архипастырю сослужили клирики храма.

На сугубой ектении были вознесены молитвенные прошения в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции.

После сугубой ектении митрополит Иларион вознес молитву, во время распространения вредоносного поветрия чтомую.

По запричастном стихе клирик храма игумен Филарет (Тамбовский) зачитал Патриаршее послание Преосвященным архипастырям, священнослужителям, монашествующим и мирянам епархий на территории России.

По завершении богослужения митрополит Иларион обратился к верующим с архипастырским словом:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Всех вас, дорогие отцы, дорогие братья и сестры, сердечно поздравляю с праздником Благовещения Пресвятой Богородицы.

Мы слышали сегодня на вечерне, которая предшествовала Литургии святителя Иоанна Златоуста, чтение из книги Исход, где рассказывается о том, как Моисей увидел горящий куст и спросил себя: «Пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает» (Исх. 3. 3). А Господь сказал ему: «Сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая» (Исх. 3. 5). Это было особое явление Божие, которое святыми отцами толкуется прообразовательно, ибо купина неопалимая является прообразом Богородицы (почему и читается этот отрывок в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы), но также  является и прообразом Церкви Христовой.

В каком смысле купина неопалимая является прообразом Богородицы? В том смысле, что Пресвятая Дева Мария стала Вместилищем Невместимого: в Нее вселился Сам Господь Иисус Христос. Само Предвечное Слово Божие вселилось в Ее утробу, не попалив Ее, не разрушив Ее изнутри, но, наоборот, освятив, оживотворив и обоготворив все Ее человеческое естество. Это было явление славы Божией и силы Божией. И слова архангела Гавриила, который явился к Пречистой Деве и сказал: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя» (Лк. 1. 35), превышали всякое человеческое разумение.

С этого момента началась история нашего спасения Воплотившимся Богом, потому что по слову ангела чудесным и сверхъестественным образом Непорочная Дева зачала и родила Сына, Который стал Спасителем мира. И когда мы принимаем внутрь себя Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа, то мы тоже подобно неопалимой купине горим огнем и не сгораем, ибо Тело и Кровь Христовы, как говорят нам молитвы перед святым Причащением, являются и светом, и огнем, который попаляет греховную скверну, но позволяет нам продолжать жить и действовать, имея внутри себя Самого Бога.

И, конечно, сама Церковь Божия является неопалимой купиной, потому что Божественный свет и Божественный огонь присутствуют в Церкви, в ее жизни и Таинствах. И неслучайно мы слышим из жития преподобного Сергия Радонежского о том, как он совершал Божественную литургию: когда игумен земли Русской  призывал Святого Духа , чтобы Он сошел на хлеб и вино, претворив их в Тело и Кровь Христовы, то сослужащие ему видели, как огонь с неба сходил в чашу.

И в праздник Пятидесятницы, когда ученики Христовы проповедовали народу, люди также видели, как огненные языки сходят на апостолов и почивают на голове каждого из них.

Пятидесятница вновь и вновь повторяется и в наше время, когда архиерей возлагает руки на иподиакона и тот становится диаконом, когда возлагает руки на диакона и тот становится священником, когда группа архиереев во главе с Патриархом возлагают руки на архимандрита и он становится архиереем, — всякий раз в это время невидимо сходят с неба Божественные языки пламени, чтобы соделать человека тем, кем он предназначен быть по неизреченному промыслу Божию.

Каждое церковное Таинство есть тоже наше соприкосновение с огнем. И сейчас, когда многие из нас лишены возможности участвовать в Таинствах, присутствовать в храме Божием за Божественной литургией, наверное, мы особенно остро осознаём то, что чувствовал Моисей, когда Господь сказал ему: «Сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая» (Исх. 3. 5). Мы осознаём и то, что ощутили люди, когда Господь в огне, в пламене и облаке являлся Моисею на Синайской горе, когда людям возбранено было даже приближаться к этой горе, ибо Господь сказал: если кто приблизится — или человек, или зверь, или кто угодно — будет попален огнем и умрет.

Мы с вами, дорогие братья и сестры, являемся членами Церкви Христовой, и Господь чудесным образом охладил для нас Свой Божественный огонь, умалил его силу для того, чтобы он не опалял, но согревал нас, давал нам свет и просвещал все наше человеческое естество.

Будем благодарить Бога за то, что сподобил нас быть участниками таинства Своего присутствия в мире и в нашей жизни. Будем благодарить Пресвятую Богородицу за то, что Она стала Вместилищем Невместимого, «землей незасеянной», которую чудесным образом засеяло семя Самого Бога, Купиной неопалимой, Которая дает нам возможность приобщиться к этому Божественному огню и свету.

Пресвятая Богородица во все времена помогала нашему народу, нашей Церкви; Она помогала, помогает и будет помогать каждому, кто обращается к Ней с теплой молитвой. Давайте в эти дни, когда наш народ, нашу страну и весь мир посетило бедствие, будем усердно молиться Пресвятой Богородице, чтобы Она отвела от нас беду, сохранила в здравии всех наших близких и каждого из нас. Чтобы Матерь Божия, наша Заступница, Молитвенница и Ходатаица на небесах, покрыла нас от всякого зла честным Своим омофором.

Всех вас, дорогие мои, поздравляю с праздником!

Храни вас всех Господь».

Служба коммуникации ОВЦС