Print This Post

5 апреля 2020 года, в Неделю 5-ю Великого поста, преподобной Марии Египетской, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в московском храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. Архипастырю сослужили клирики храма.

На сугубой ектении были вознесены молитвенные прошения в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции:

«Еще молимся Тебе, Господу Богу нашему, о еже милостивно пощадити нас от губительнаго поветрия на ны движимаго и избавити верныя люди Твоя от смерти душевныя и телесныя, недугующим исцеление и здравие подати, нам же всем Твое божественное ограждение и заступление, молим Тя, милосерде Господи, скоро услыши и милостивно помилуй.

Еще молимся, о еже умирити смятение человек и страхования всяческая, упованием твердым оградити верных Своих, мир же и тишину вселити в сердца наша, молим Ти ся, Господи, услыши и помилуй».

После сугубой ектении Владыка Иларион вознес молитву во время распространения вредоносного поветрия чтомую:

«Господи Боже наш, не вниди в суд с рабы Твоими, и огради нас от губительнаго поветрия на ны движимаго. Пощади нас смиренных и недостойных рабов Твоих в покаянии с теплою верою и сокрушением сердечным к Тебе милосердному и благопременительному Богу нашему припадающих и на милость Твою уповающих.
Твое бо есть, еже миловати и спасати ны, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь».

Молитвенные прошения в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции возносятся за Божественной литургией во всех храмах Русской Православной Церкви.

По завершении богослужения митрополит Иларион обратился к верующим с архипастырским словом:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня, дорогие братья и сестры, мы совершаем память преподобной Марии Египетской. В течение всей недели мы размышляли над подвигом этой святой. Мы все, я надеюсь, прочли или прослушали ее удивительное житие, из которого мы видим, как человек может из глубины греха взойти на недосягаемые вершины святости.

В течение многих лет Мария Египетская вела распутный образ жизни. Но когда ее посетила благодать Божия, когда Сама Пресвятая Богородица воспрепятствовала ей войти в храм Божий, тогда Мария, осознав в полной мере всю бездну своих грехов, все то, что отделяет ее от Бога, решила раз и навсегда порвать с прошлым. И, причастившись Святых Христовых Таин, она ушла в пустыню с тремя кусками хлеба, которые взяла с собой.

Сорок семь лет Мария Египетская пребывала в пустыне. За это время хлебы были съедены, и она стала питаться кореньями и тем, что могла найти в безводной пустыне. Одежда ее истлела. Летом она страдала от зноя, зимой – от стужи. Тело ее иссохло и почернело так, что она уже не была похожа на земного человека.

И вот 47 лет спустя Марию Египетскую встретил монах, старец Зосима, которому подвижница рассказала о своей жизни, о том, кто она, откуда, и как попала в пустыню. Женщина велела Зосиме не говорить никому о том, что он сейчас узнал, до тех пор, пока Господь не призовет ее к Себе. Спустя год после этой встречи старец Зосима вновь пришел к Марии и причастил подвижницу Святых Христовых Таин. Причастившись Тела и Крови Христовых, она скончалась и была погребена Зосимой еще один год спустя. А когда старец вернулся в монастырь, то рассказал всем о подвиге Марии Египетской.

Вот такое удивительное житие женщины, которая жила без храма, без Евангелия, без церковных Таинств – исповеди и причащения Святых Христовых Таин – и при этом достигла таких вершин святости, что ни один человек в ее времена не мог уподобиться ей по подвигу, который она несла.

Чему это житие научает нас в наши дни? Прежде всего тому, о чем сказал Святейший Патриарх неделю назад в своей проповеди: Господь сейчас призывает нас к особому подвигу. Мы всегда говорили, и Святейший Патриарх нам всегда говорил: приходите в храмы, исповедуйтесь, причащайтесь Святых Христовых Таин. Но сейчас мы получили от Патриарха особое повеление – не приходить в храмы, сидеть дома, воздерживаться и от исповеди, и от причащения Святых Христовых Таин. За исключением особых случаев, которые всегда бывают.

Я хотел бы обратиться к тем, кто сейчас находится в храме: вы все, кроме сотрудников храма, являетесь нарушителями Патриаршего повеления. Кто-то из вас может сказать: Патриарх нам не указ. Может быть, Патриарх для вас не указ, но ведь Патриарх говорит не от себя, а потому что знает, какая сейчас ситуация и что нас ожидает впереди. Ведь все, кто занимается исследованием ситуации, сейчас говорят, что самыми трудными будут ближайшие две или три недели: число заразившись сильно увеличится, и будет много тех, кто не выдержит болезни и покинут этот мир.

Самое лучшее, что мы можем сейчас сделать, – это самоизолироваться, то есть сидеть по домам, не выходить на улицу, не приходить в храмы. В нашем храме мы обеспечили для каждого из вас прямую трансляцию всех богослужений. Каждое утро и каждый вечер вы можете быть с нами, не выходя из своей квартиры. В индивидуальном порядке для каждого из вас будет обеспечено пастырское окормление. На сайте нашего храма будут опубликованы телефоны всех священников, с каждым из них вы сможете договориться в индивидуальном порядке об исповеди, причащении и участии в других Таинствах Церкви.

Сейчас в силу создавшейся ситуации мы вынуждены прекратить допуск людей к церковным Таинствам в общем порядке. Мы продолжим совершать богослужения каждый день, но не будем допускать к Таинству причащения тех людей, которые не договорились заранее со священником. Мы не будем допускать более двух или трех человек к Таинству святого Причащения. То есть Литургия совершаться будет, но причащать за Литургией мы будем только сотрудников храма и тех, кто заранее по телефону договорился со священником и у кого для этого есть особая уважительная причина.

Кто-то из вас сейчас может осудить меня за то, что я говорю вам не приходить в храм. Но когда-нибудь, я надеюсь, вы поблагодарите меня за это. А главное – вы поблагодарите нашего Патриарха, который заботится о всех нас. Вы думаете, ему легко говорить людям не приходить в храмы? Вы посмотрите на его лицо, посмотрите, как он выглядел, когда совершал чтение Акафиста Пресвятой Богородице: он совершал его со слезами…

Никогда не было на нашей памяти такой ситуации, как сейчас, но мы должны все это пережить. И мы должны помнить, что каждый из нас сейчас несет ответственность не только за себя, но и за других.

Многие из вас живут в квартирах вместе с пожилыми людьми. Вы выходите на улицу, едете в метро, общаетесь с какими-то людьми, стоите в храме близко друг от друга, не на дистанции в два метра. А потом вы возвращаетесь в свою квартиру, где с вами живут пожилые люди, и каждый из них из-за этого подвергается риску. Потому что, как неоднократно уже и я вам говорил, и любой вам скажет, можно быть носителем вируса даже не имея при этом никаких признаков болезни. Ведь необязательно ни чихать, ни сморкаться, ни кашлять, ни иметь высокую температуру, чтобы быть переносчиком вируса.

Поэтому мы должны сейчас все сидеть по домам. Нас ждет большое испытание. Оно только началось, но все свидетельствует о том, что в ближайшие недели, которые совпадут и со Страстной седмицей, и с праздником Пасхи, нас ждет всплеск тяжелой вирусной болезни, от которой многие сейчас умирают, а особенно пожилые люди. Вот почему наш Патриарх и говорит нам: сидите сейчас дома, подражайте Марии Египетской.

Есть много того, чем мы можем заняться дома, не приходя в храмы. Апостол Павел говорит: созидайте вашу домашнюю церковь. Что такое домашняя церковь? Это не что иное, как церковь, которую мы созидаем в наших домах.

Поэтому давайте сейчас прислушаемся к словам Патриарха. Будем сидеть дома, как это делают люди перед стихийным бедствием, когда тайфун или торнадо приближаются. Для чего они прячутся по домам? Для того, чтобы пережить эту беду. А потом, когда беда пройдет, какие-то дома надо будет починить, где-то крыша слетит, где-то машины пострадают, где-то люди погибнут. Но если мы не будем сейчас прислушиваться к тем предостережениям, которые отовсюду звучат, то это с нашей стороны будет безответственно и преступно.

Я хотел бы обратиться ко всем, кто нас смотрит через прямую трансляцию и поблагодарить за то, что остались дома. Спасибо, что вы молитвенно вместе с нами.

Давайте вместе переживем это время, давайте почувствуем ответственность друг за друга. Вы знаете, что сейчас говорят санитарные власти: один носитель вируса заражает десять человек. Вот почему мы должны сидеть по домам.

Но еще я хотел бы сказать и о другом. Один христианин способен десять (а, может быть, и сто) человек вокруг себя сделать счастливыми, помочь этим людям в радости и в спокойствии пережить время испытаний. Сейчас нам не нужна никакая паника, истерики и страхи. Мы должны с полным упованием на милость Божию принимать то, что Господь нам посылает. Если Господь послал нам такое испытание, что мы лишены возможности быть в храме Божием, то давайте вспомним о тех многих людях и святых, которые были лишены этой возможности, начиная от Марии Египетской и кончая многими исповедниками и мучениками Церкви Русской, которые жили в советское время, когда храмы были закрыты, духовенство  репрессировано или расстреляно; епископы и священники томились в лагерях без храма, без причастия, без таинств, и в то время невозможно было даже крестить ребенка, потому что не было священников. Но и в те времена вера сохранялась.

Давайте и мы в наше время прислушаемся к тому, что говорит нам Патриарх, и сделаем все возможное для того, чтобы, во-первых, не заразиться самим и не заразить друг друга, а, во-вторых, чтобы каждый из нас сейчас друг другу помог морально и молитвенно.

Дай Бог всем нам пережить это трудное время, и пусть Господь всех нас хранит на многая и благая лета.

Спаси вас Господь».

Служба коммуникации ОВЦС