Print This Post

 

15 февраля 2020 года по окончании Божественной литургии в храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион встретился с группой молодежи Российского союза евангельских христиан-баптистов. Группу возглавил первый заместитель председателя РСЕХБ В.В. Игнатенков.

Во встрече принял участие сотрудник Секретариата ОВЦС по межхристианским отношениям Р.А. Ахматханов.

Приветствуя молодых людей, митрополит Иларион рассказал им о том, для чего существует православный храм и в чем заключается суть христианской жизни с точки зрения православного богословия.

«Вы, конечно, знаете, что православный храм отличается от обычного здания несколькими особенностями, прежде всего, тем, что в храме очень много икон – напомнил, в частности, Владыка. – Наш храм в этом смысле необычный. Он строился в разные этапы. Часть храма, где мы сейчас находимся, была построена в XIX веке. На стенах вообще нет никаких икон. Но в других храмах бывает очень много икон. Это связано с тем, что каждая икона, как говорил один православный богослов священник Павел Флоренский, – это окно в другой мир. Через иконы на нас смотрят святые, ангелы, Иисус Христос – наш Господь и Спаситель, Пресвятая Богородица. Когда мы поклоняемся иконам, то мы поклоняемся не доске с красками, не холсту с красками, а тому, кто изображен на иконе. В этом, собственно, смысл иконы».

Митрополит Иларион подчеркнул, что главное предназначение храма в том, чтобы в нем совершались церковные Таинства, прежде всего, главное Таинство Церкви, установленное Господом Иисусом Христом накануне Его спасительных страданий, крестной смерти и воскресения – Таинство Евхаристии.

«По православному пониманию Таинство Евхаристии – это воспоминание Тайной вечери, которую совершил Иисус Христос, – сказал митрополит Иларион. – Священник или архиерей, когда совершает Литургию, заступает на место Христа на Тайной вечере. Но мы верим, что не священник совершает Литургию, но Сам Христос совершает Евхаристию. Когда мы всей общиной молимся о том, чтобы хлеб и вино стали Телом и Кровью Христа, мы верим, что они становятся Его Телом и Кровью. Не просто какими-то символическими объектами, которые мы принимаем в воспоминание Тайной вечери, но реальным Телом и реальной Кровью Христа. И через причастие мы соединяемся с Богом не только духовно, но и рационально, и даже физически: Тело Христово входит в наше тело, а Его Кровь становится нашей кровью».

По свидетельству владыки Илариона, все православное богословие и все православное учение о человеке построено на «идее о том, что человек может приобщиться к Богу». Иерарх отметил, что богословы древней Церкви называли это приобщение к Богу обожением, что означает уподобление человека Богу и единение с Ним настолько, насколько это возможно. Владыка также подчеркнул, что «когда человек соединяется с Богом, он остается человеком со всеми человеческими свойствами, способностями, возможностями, но при этом все его естество пронизано Божественным присутствием».

«Этот феномен мы наблюдаем, прежде всего, в Иисусе Христе, в Которого мы верим как Воплотившегося Бога, – продолжил митрополит Иларион. – Он – Бог и одновременно Он – человек. По человечеству Он обладает всеми свойствами обычного человека, Ему доступна вся гамма человеческих переживаний. Мы видим из Евангелий, что Он устает, спит, гневается, радуется, плачет. И в то же время через эти человеческие черты проступает Его Божественное естество».

Православное богословие учит, что соединение с Богом доступно для обычного человека, констатировал владыка Иларион. Это происходит через Таинство причащения, через жизнь во Христе, жизнь по Евангелию, через исполнение Христовых заповедей.

«Собственно, вокруг этой идеи на протяжении двух тысячелетий создавалась вся практика жизни Православной Церкви, весь строй богослужения. Как я сказал, сердцевиной этого богослужения является святая Евхаристия и Божественная литургия. А все остальное, что существует в Церкви, должно помочь людям настроиться на молитву, на чувство присутствия Божия, чтобы они, принимая в себя Тело и Кровь Христа, соединялись с Богом духовно и телесно», – сказал в завершение митрополит Иларион.

В свою очередь В.В. Игнатенков поблагодарил председателя ОВЦС за возможность встречи и выразил надежду на дальнейшее сотрудничество.

Затем митрополит Иларион ответил на вопросы.

Далее гостям провели экскурсию по музею храма, после чего состоялось чаепитие с представителями православного молодежного объединения «Восхождение» при храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке.

 

Служба коммуникации ОВЦС