Print This Post

20 января 2020 года, в день празднования Собора Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в академическом храме ОЦАД – церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором на Черниговском Патриаршем подворье.

Архипастырю сослужили проректор по учебной работе ОЦАД иеромонах Павел (Черкасов), заместитель заведующего кафедрой теологии Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» иеромонах Родион (Ларионов), сотрудники и учащиеся ОЦАД в священном сане.

После сугубой ектеньи владыка вознес молитву о мире на Украине.

За Литургией митрополит Иларион вознес заупокойную молитву о новопреставленном протоиерее Георгии Ореханове. Проректор ПСТГУ по международной работе, заместитель председателя объединенного диссертационного совета по теологии, действующего на базе Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, Московского государственного университета и Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, доктор исторических наук протоиерей Георгий Ореханов отошел ко Господу в ночь на 20 января 2020 года на пятьдесят восьмом году жизни.

В слове по завершении богослужения митрополит Иларион сказал:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

На второй день праздника Богоявления мы совершаем Собор святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. И в нашем святом храме, который посвящен Усекновению главы Иоанна Предтечи, мы молимся Иоанну Крестителю о том, чтобы он помог нам идти по тому пути, который он указывал людям, когда проповедовал на берегах реки Иордан.

В сегодняшнем чтении из Евангелия от Иоанна мы слышали о том, как Иоанн Предтеча говорил людям об Иисусе Христе: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин. 1. 29).  Это самая главная весть о Спасителе, которую Иоанн Предтеча доносит до каждого из нас. Христос — не просто учитель нравственности, не просто пророк, а Тот, Кто берет на Себя грехи мира и подобно агнцу приносится в жертву, чтобы каждый человек мог получить спасение благодаря крестной смерти Господа Иисуса Христа.

Своим пророческим взором Иоанн Предтеча увидел не только собственную мученическую судьбу, но и судьбу Того, предсказать пришествие Которого он был призван, ради Которого он пришел и о Ком говорил: «Я недостоин развязать ремень у обуви Его» (Ин. 1. 27), «я крещу в воде» (Ин. 1. 26), но «Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» (Лк. 3, 16)».

В истории человечества было много людей, которые обращали свой взор к Иисусу Христу и видели в Нем только то, чего хотели увидеть. Одни говорили: Иисус Христос был одним из пророков. Другие утверждали, что Христос был учителем нравственности наряду с другими духовными учителями, которые жили в разные эпохи и в разных странах. Так, например, считал великий русский писатель Лев Николаевич Толстой, утверждая, что Иисус Христос был лишь одним из тех, кто проповедовали добро и любовь.

Толстой ставил Иисуса Христа в один ряд с Конфуцием, Буддой, Магометом, с другими пророками и учителями нравственности, и не видел в Нем ничего более. Но так как все Евангелие свидетельствует о том, что Иисус Христос не просто человек, а Воплотившийся Бог, что Он совершал чудеса, родился сверхъестественным образом и так же сверхъестественным образом воскрес, то Льву Толстому пришлось приложить большие усилия для того, чтобы «очистить» Евангелие, как он считал, от всего сверхъявственного и неправдоподобного.

Лев Толстой создал собственное евангелие, из которого удалил все повествования о рождении Иисуса от Девы, о воскресении Христа и о большинстве чудес, а оставшиеся евангельские рассказы перетолковал в рационалистическом духе.

Толстой восстал против Церкви, и Церковь ответила ему со всем смирением, защищая правду Божию. Церковь отлучила писателя от себя, а, правильнее сказать, констатировала, что он сам себя отлучил от Церкви. Чего, собственно, Толстой и не скрывал, ибо открыто выступал против Церкви, против церковных Таинств, кощунствуя письменно и устно. И Церковь вынесла свой приговор этому человеку, невзирая на то, что он был великим писателем, пользовался, прежде всего, большим авторитетом у интеллигенции, но также был известен и в среде простого народа.

Церковь всегда защищала истину, которую проповедовал Иоанн Креститель. Эта истина заключается в том, что Иисус Христос — Агнец Божий, пришедший на землю, чтобы взять на Себя грехи мира. Иисус Христос – Спаситель мира, Единородный Сын Божий, Который совершил многие великие чудеса и Ему не может уподобиться ни один человек, ни до Него, ни после. Он совершил многие великие деяния и Его смерть на кресте — не просто смерть одного из многих несправедливо осужденных людей в истории человечества, но искупительная жертва за каждого из нас.

Я неслучайно вспомнил сегодня о Льве Толстом. В эту ночь скончался один из исследователей творчества Толстого с церковной точки зрения – протоиерей Георгий Ореханов. Сегодня мы вознесли молитву о его упокоении.

Отец Георгий написал замечательную книгу о Толстом — о том, почему он был отлучен от Церкви. Он очень спокойно и внятно объяснил всем, кто сегодня придерживается точки зрения, согласно которой Церковь предала анафеме писателя. Многие говорят: «Разве нельзя реабилитировать Толстого, ведь столько лет прошло, все страсти улеглись». Но дело в том, что Церковь осудила Толстого не за его творчество, а за то, что он восстал против нее, хулил имя Господне, считал «обычным человеком» Христа Спасителя, а свое искаженное евангелие назвал «Евангелием Иисуса Христа».

Мы молились сегодня о упокоении отца Георгия, чтобы Господь принял его в Свои небесные селения и простил ему все грехи, вольные и невольные. Он трудился в Православном Свято-Тихоновском университете, был проректором этого университета, а с нашей аспирантурой был связан, прежде всего, через диссертационный совет, в котором трудился будучи моим заместителем. Пусть Господь упокоит его и дарует Царство Небесное.

А всем нам хочу пожелать, чтобы в богословском творчестве, при преподавании богословия и при изучении богословия мы помнили, что Иисус Христос – это Агнец Божий, вземляй грехи мира. Именно об этом громогласно напоминал людям святой Пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн.

Пусть вокруг этого Божественного Агнца строится все наше богословское творчество и вся наша жизнь. Пусть искупительная смерть Господа Иисуса Христа приносит свои плоды в жизни каждого из нас. И пусть святой Пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн продолжает указывать каждому из нас на Того, Кто есть «путь и истина и жизнь» (Ин. 14. 6). Аминь.

Всех вас поздравляю с праздником!»

 

Служба коммуникации ОВЦС