Print This Post

 

12 января 2020 года, в Неделю 30-ю по Пятидесятнице, по Рождестве Христовом, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в московском храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке.

Архипастырю сослужили президент Свято-Владимирской православной духовной семинарии в Нью-Йорке протоиерей Чад Хатфилд (Православная Церковь в Америке), клирики храма.

После сугубой ектении митрополит Иларион вознес молитву о мире на Украине.

По окончании богослужения Владыка обратился к присутствующим с архипастырским словом:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Очень многие люди ищут свой путь к Богу, но зачастую представляют себе Бога далеким от человеческой жизни. В их представлении Бог наблюдает за человеком со стороны, наказывает за грехи и поощряет за добрые дела, но находится так далеко, что добраться к Нему невозможно, можно только обращаться к Нему с просьбами, на которые Он иногда отвечает, а иной раз нет.

Но мы, христиане, знаем Бога совсем по-другому: Он близок к нам и находится рядом с нами. И в праздник Рождества Христова, который продолжается, мы прославляем Бога, ставшего человеком, одним из нас для того, чтобы мы не чувствовали гигантской и непреодолимой человеческими силами дистанции, отделяющей нас от Господа; чтобы мы всем своим сердцем ощутили тайну спасения и приобщились к ней.

Расстояние, которое отделяет людей от Бога и которое невозможно преодолеть никакими человеческими усилиями, Господь Сам преодолел. Он родился в обычной человеческой семье. У Него были сродники по плоти, чью память мы сегодня празднуем в Неделю по Рождестве Христовом. Это и Иосиф Обручник, который был законным отцом Иисуса Христа, хотя и не был Его физическим отцом, потому Христос родился от Святого Духа и Марии Девы. Это и царь Давид, который был Его предком по плоти, вместе со всеми Его другими предками, которые упомянуты в Его родословных в Евангелиях от Матфея и от Луки. Это Иаков, брат Господень, который не был Его родным братом, но состоял в некой родственной связи с Ним и который после Его смерти и воскресения возглавил Иерусалимскую христианскую общину.

Но не только эти люди, которых мы вспоминаем сегодня, являются сродниками Господними по плоти: Господь каждого из нас сделал Своим родственником, Своим братом и сестрой, сыном или дочерью. Он усыновил нас через наше участие в жизни Церкви и через причащение Святых Христовых Таин, через которое мы соединяемся с Ним духовно и телесно. Как говорят нам святой Иоанн Златоуст и преподобный Симеон Новый Богослов, через причащение Святых Христовых Таин мы стали сродниками Господними по плоти. А значит, Он воспринимает нас не как каких-то далеких от Себя человеческих существ, но как Своих родственников: Он нас любит, о нас заботится, помнит непрестанно.

Любовь Божия к нам является одновременно отеческой, материнской, братской и сестринской, и превосходящей все виды человеческой любви, ибо она  лишена какого-то бы то ни было эгоизма. Любая человеческая любовь в той или иной степени имеет эгоистические черты: мы любим, потому что человек нам нравится, потому что он нам близок. Иной раз мы считаем любимого человека своей собственностью, ревнуем его к другим людям и так далее. Можно перечислить много признаков человеческой любви, которые тем или иным образом связаны с нашим собственным «я» и являются проявлением нашего эгоизма.

Любовь Божия к  людям – не эгоистическая, но жертвенная. Эта любовь была явлена в наивысшей степени через страдания и смерть Воплотившегося Бога – Господа Иисуса Христа, через Его смерть на кресте, которая была искупительной для каждого человека.

Господь любит нас не потому, что Он в нас нуждается – прежде всего мы нуждаемся в Нем. Мы любим Господа так, как на это способны, настолько, насколько хватает нашего сердца. Мы отдаем Ему часть своего времени, своей жизни. А Он отдал нам всего Себя. И когда в праздник Рождества Христова мы вспоминаем необыкновенное в истории человечества событие Боговоплощения, мы прославляем Бога, Который стал близок к нам, стал одним из нас, пришел к нам для того, чтобы жить с нами и никогда нас не оставлять.

Собираясь в храме на Божественную литургию, вознося вместе нашу молитву, мы прославляем Бога, Который стал человеком. И Господь ожидает от нас, что в эти рождественские дни мы принесем Ему свои дары. Не потому, что Он в них нуждается, а потому, что нам необходима эта жертва, чтобы хоть чем-либо, хотя бы символически «отплатить» Ему за любовь, которую Он нам даровал, за жертву, которую Он принес ради нас.

Волхвы шли из далекой земли. Шли много дней, а, может быть, и много месяцев для того, чтобы принести Господу дары – золото, ладан и смирну. Христос не нуждался в этих дарах, но они нуждались в том, чтобы их принести Ему, чтобы поклониться Родившемуся в мир Спасителю мира.

Господь от нас ожидает даров, но не материальных, а духовных. Он ожидает, что мы будем исполнять Его заповеди и стараться жить так, как Он нам повелел: читать Евангелие и сверять с Евангелием свою жизнь, совершать добрые дела по отношению к нашим ближним, любить их не эгоистической, а жертвенной любовью, подобной той любви, какой Бог возлюбил нас. И каждый раз, когда в храме совершается Божественная литургия, Господь приглашает нас причащаться Святых Христовых Таин, дабы не только своими силами мы пытались приблизиться к Богу, надеясь исключительно на свои добрые дела, подвиги или заслуги, но чтобы мы черпали от Него Самого силы, необходимые нам для того, чтобы стать такими, какими Он хочет нас видеть.

Будем в рождественские дни прославлять Бога, ставшего человеком, Который пришел к нам и пребывает с нами. И будем просить Его, чтобы Он Сам был нашим путеводителем на пути в Царствие Небесное. Аминь.

Всех вас поздравляю с праздником!»

Служба коммуникации ОВЦС