Print This Post

 

1 ноября 2019 года в Доме Российского исторического общества состоялось заседание рабочей группы по совершенствованию концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории.

В заседании, которое возглавил председатель Российского исторического общества С.Е. Нарышкин,  приняли участие руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, заместитель руководителя рабочей группы С.С. Кравцов, научный руководитель Института всеобщей истории РАН, сопредседатель Российского исторического общества, председатель Общероссийской общественной организации «Ассоциация учителей истории и обществознания» А.О. Чубарьян, ректор Российского государственного гуманитарного университета А.Б. Безбородов, ректор Московского педагогического государственного университета А.В. Лубков, президент исторического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова С.П. Карпов, исполнительный директор фонда «История Отечества» К.И. Могилевский, начальник Управления Президента Российской Федерации по общественным проектам С.Г. Новиков, советник министра просвещения Российской Федерации, ответственный секретарь Российского исторического общества, ответственный секретарь рабочей группы А.Е. Петров, директор Института российской истории Российской академии наук Ю.А. Петров, директор Федерального института педагогических измерений О.А. Решетникова, вице-президент РАН, директор Института археологии РАН Н.А. Макаров, сопредседатель центрального штаба Общероссийского общественного гражданско-патриотического движения «Бессмертный полк России» Е.М. Цунаева и другие.

С.Е. Нарышкин, открывая заседание рабочей группы, в частности, отметил, что шесть лет назад по поручению Президента России В.В. Путина Российское историческое общество разработало концепцию преподавания отечественной истории в школе, смысловым ядром которой является историко-культурный стандарт. «В разработке стандарта приняли участие наши ведущие ученые и педагоги из многих научно-образовательных учреждений страны. Подготовка концепции сопровождалась широким общественным и профессиональным обсуждением. Были затронуты фундаментальные вопросы о роли и принципах преподавания истории в школах, о сохранении единства образовательного пространства страны», – констатировал он.

Председатель Российского исторического общества выразил убеждение, что «история в школе – это дисциплина, для которой не все равно, на каких примерах учащимися будут достигаться предметные и личностные результаты». «Содержание исторического образования тесно связано с формированием патриотизма, гражданственности нашей молодежи, – подчеркнул С.Е. Нарышкин, –поэтому мы поддерживаем усилия Минпросвещения России, направленные на конкретизацию требований к содержанию образования в федеральном стандарте». Он призвал членов Российского исторического общества и впредь активно работать над содержательными изменениями в образовательных стандартах, обеспечивая в том числе их соответствие времени.

Сопредседатель Российского исторического общества, председатель Общероссийской общественной организации «Ассоциация учителей истории и обществознания» А.О. Чубарьян рассказал присутствовавшим о мониторинге мнений учителей истории российских школ об историко-культурном стандарте.

Начальник Управления Президента Российской Федерации по общественным проектам С.Г. Новиков предложил участникам заседания подумать о создании интернет-ресурса, где бы размещалась исторически объективная информация, «чтобы каждый учитель мог адресовать ученика на этот портал и ему было бы гарантировано, что там будет адекватная информация с точки зрения интерпретации исторических событий».

Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, заместитель руководителя рабочей группы С.С. Кравцов рассказал, в частности, о внедрении историко-культурного стандарта в российские школы.

Далее прозвучало выступление председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона. Обращаясь к присутствующим, архипастырь сказал:

«Уважаемый Сергей Евгеньевич!
Уважаемые члены рабочей группы!

При совершенствовании концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории необходимо не забывать о первостепенной роли Церкви, которую она играла в духовном и культурном воспитании. Очень важно нашим современникам понимать, что духовный, религиозный фактор в жизни нашего народа и страны был во многом определяющим.

Это иллюстрирует время святого князя Владимира как точка отсчета великой русской культуры. Православие является традиционной и культурообразующей религией на Русской земле с 988 года. Это означает, что с конца X века Православие становится духовно-нравственным стержнем общества, формируя мировоззрение, характер русского народа, культурные традиции и образ жизни, этические нормы и эстетические идеалы. Именно православная христианская этика в течение веков регулировала человеческие отношения в российском обществе, определяя отношения россиян к государству, семье, людям, природе. Именно ее духовно-нравственными ценностями жило наше Отечество на протяжении столетий. Именно она служила фундаментом тысячелетней российской государственности.

Религиозный фактор играл важную роль в становлении русской государственности. Например, казалось бы, нелогичное удаление в XIV веке святителем Петром Первопрестольной кафедры Русской Церкви из новой златоглавой великокняжеской столицы Владимира в Москву навсегда решило судьбу этого малоизвестного городка.

Церковь всегда была со своим народом. Напомню, что Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Московский и Коломенский Сергий стал первым, кто 22 июня 1941 года, в день Всех Святых, в земле Российской просиявших, обратился к народу с воззванием о начале Великой Отечественной войны и тем самым в день общей беды инициировал исконно русский патриотизм, необходимый для победы. И только спустя одиннадцать дней после обращения митрополита, 3 июля, прозвучала речь Сталина с ее знаменитым проникновенным христианским обращением «Братья и сестры!».

Эти примеры можно продолжать, и если повнимательнее посмотреть на роль Церкви в истории, то станет ясно, что с ее действиями связано множество событий, определивших ход этой истории.

В учебно-методическом комплексе по русской истории нельзя не отразить влияние Церкви на развитие культуры, искусства, письменности и образованности. На протяжении, по крайней мере, семи веков – от Владимирова Крещения до Петровских реформ – эти области человеческого бытия на Руси развивались почти исключительно в лоне Церкви, под ее прямым покровительством. Именно Церковь создавала первые школы и первые академии. В епархиях и монастырях развивалась переводная и оригинальная русская письменность. Внутри Церкви выросли такие известные всему миру гиганты изобразительного искусства, как Феофан Грек и преподобный Андрей Рублев, которых по справедливости можно назвать русскими Микеланджело и Леонардо.

Однако и после Петровских реформ влияние христианства и Церкви на русскую культуру, литературу, изобразительное искусство, музыку оставалось огромным и во многом решающим. Вне христианства невозможно понять творчество Достоевского и позднего Гоголя, Лескова и Чехова, живопись Иванова и Крамского, музыку Чайковского и Рахманинова.

Даже в советский период, когда на религию и Церковь обрушились беспрецедентные по своим масштабам гонения, русская культура продолжала сохранять свои уникальные христианские черты.

Отдавая должное христианской составляющей русской истории, нельзя игнорировать и тот факт, что на протяжении веков в России проживали и проживают в мире и согласии представители других традиционных религий – ислама, иудаизма и буддизма. Каждая из этих религиозных традиций внесла свой вклад в становление самобытной русской идентичности. Опыт мирного сосуществования разных религиозных традиций – тот опыт, которым мы можем делиться и с другими народами и странами.

Вот еще о чем хотелось бы сказать сегодня. В последнее десятилетие в общественном дискурсе наметилась определенная тенденция к замалчиванию темных и позорных страниц нашего прошлого, таких как массовые репрессии времен Сталина, развязанные им гонения против Церкви.

Между тем, наш Президент дал очень точную оценку роли Сталина, когда сказал в 2015 году, что «сталинизм связан с культом личности и с массовыми нарушениями закона, с репрессиями и лагерями». В 2017 году президент подчеркивал: «Для всех нас, для будущих поколений, что очень важно, важно знать и помнить об этом трагическом периоде нашей истории, когда жестоким преследованиям подвергались целые сословия, целые народы: рабочие и крестьяне, инженеры и военачальники, священники, государственные служащие, ученые и деятели культуры». В декабре прошлого года, отвечая на вопрос журналиста, Президент России подчеркнул: «Вы сказали, что многие, я даже записал – 47% из молодых людей – ничего не знают о репрессиях. Конечно, возникает тяжелое чувство». По словам президента, мы «должны и сами знать и ничего не забывать, и идущим за нами поколениям передавать эти объективные знания о нашей истории». Работу по изучению периода репрессий, считает Президент, необходимо «усилить, придать ей другое качество и значение».

Замалчивание позорных страниц нашей истории или попытки оправдать совершенные злодеяния являются ложью перед исторической действительностью. Именно ложь лежала в основе пропаганды, ввергшей наш народ в революционный хаос, а затем и в пучину страданий.

Ярким символом разрушения, бунта, подрыва устоев, которые принес с собой октябрь 1917 года, стал взрыв Храма Христа Спасителя в 1931 году. Но храм восстановлен сегодня во всем благолепии. Как отметил Святейший Патриарх Кирилл, «этот восстановленный храм – значительно более важный для нас символ. Символ примирения, символ исправления трагических ошибок наших предшественников».

Взрыв храма и его восстановление – это звенья одной цепи нашей истории, и оценить их можно только целостно. Ни в коем случае нельзя отрицать и обелять очевидное зло. Надо признавать факты, анализировать их во избежание повторения революционных ужасов и репрессий. Но делать это, по словам Патриарха, не ради того, чтобы кому-то отомстить, а наоборот, ради укрепления мира и согласия в обществе. Вновь процитирую Президента: «Нам и нашим потомкам надо помнить о трагедии репрессий, о тех причинах, которые их породили. Но это не значит призывать к сведению счетов, нельзя снова подталкивать общество к опасной черте противостояния. Сейчас важно для всех нас опираться на ценности доверия и стабильности».

Все, что происходило с нашим народом, с нашими предками, что было отмечено не только огромной радостью и славными победами, но и страданиями, скорбями, несправедливостью, трагедиями, испытаниями, прерванными традициями — это наша история, которая не требует «правки».

И главный вопрос в подготовке нового учебно-методического комплекса по отечественной истории заключается в том, сможет ли завтра новое российское общество опереться на незыблемые основания, которые способны превратить нацию в единое целое, сможет ли ясно сформулировать ценности, идеалы, установления, которые определяют историческую идентичность и историческую самобытность? Для этого необходимо соединить важные составляющие нашего исторического, духовного и культурного развития, имеющие огромное значение, а этот синтез, в свою очередь, формирует целостное восприятие отечественной истории».

Далее присутствовавшие обсудили различные вопросы, поднятые в ходе заседания.

Служба коммуникации ОВЦС