Print This Post

8 октября 2019 года, когда Церковь воспоминает преставление преподобного Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла возглавил в Свято-Троицкой Сергиевой лавре Божественную литургию в храме Сошествия Святого Духа на апостолов.

Митрополиту Илариону сослужили епископ Нарвский и Причудский Лазарь, епископ Ливенский и Малоархангельский Нектарий, епископ Сурожский Матфей, клирик Подворья Русской Православной Церкви в Токио (Япония) иеромонах Николай (Оно), братия обители, братия обители.

После сугубой ектении архипастырь вознес молитву о мире на Украине.

В проповеди по окончании богослужения владыка Иларион сказал:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Всех вас, дорогие братья и сестры, поздравляю с днем памяти преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского и всея Руси чудотворца.

Мы слышали сегодня слова апостола Павла: «Иже Христовы суть плоть распяша со страстьми и похотьми» (Гал. 5. 24). Эти слова для многих непонятны. Что означает распинать плоть? Что такое страсти и похоти? Каким образом те, которые Христовы, могут распять свою плоть вместе с ее страстями и похотями?

Ответ на все эти вопросы дает нам жизнь преподобного и богоносного отца нашего Сергия, и жития многих святых, которые подвизались в иночестве. Избравшие путь иноческого служения – это люди, которые дерзнули захотеть быть ангелами, ибо монашеский образ, святая схима, в святоотеческом предании и в самом чинопоследовании пострига называется ни чем иным как ангельским образом. И неслучайно преподобный Иоанн Лествичник говорил о том, что свет для монахов – ангелы, а свет для мирян – монашеское житие.

Монахи – это люди, которые не захотели создать семью, жить обычной человеческой жизнью. Ради того, чтобы достичь равноангельного состояния, они отказались от многого, что по праву принадлежит каждому человеку. Не всем это удается, и многие из тех, кто пребывает в монашеском образе, так же, как и мирские люди страдают от страстей, от похотей и не удается им побороть в себе ветхого человека. Но те иноки, которые, вдохновившись примером Самого Господа Иисуса Христа и святых, последовавших по Его пути, решили вступить на монашеский путь и пройти по нему настолько далеко, насколько это возможно, иноки, которые каждый день и час заботятся о том, чтобы пребывать с Богом и не терять память о Господе, возгревают свою внутреннюю духовную жизнь через молитву Иисусову, вдохновляются примером святых и стремятся им подражать в земной жизни не только на словах, но и на деле, — они достигают того, что мы называем ангельским образом. Эти люди становятся подобны ангелам, сохраняя человеческое тело и распиная страсти и похоти, чтобы во всем уподобиться Распятому на кресте Иисусу Христу.

Мы можем вспомнить еще одни слова апостола Павла: «Аз язвы Господа Моего на теле моем ношу» (Гал. 6. 17). Эти слова написаны на парамане, возлагаемом на всякого постригаемого в малую или великую схиму. Что означает носить на теле язвы Господа Иисуса Христа? Не в буквальном, а, конечно, в переносном, но в то же время и в совершенно реальном смысле это означает соучаствовать в страданиях Господа Иисуса Христа, предстоять перед Его крестом вместе с Пресвятой Богородицей, вместе с возлюбленным учеником и с теми немногими, кто остались верны Христу, когда Он был распят на кресте.

Немногие могли увидеть в этой страшной казни провозвестие спасения всего мира. Но Господь Иисус Христос пострадал и был распят для того, чтобы каждому человеку открыть путь в Царствие Небесное. И для того, чтобы достичь Царствия Небесного, не обязательно принимать монашеский постриг, есть много других путей, по которому люди могут идти вслед за Христом.

О монашеском пути Господь Иисус Христос сказал Своим ученикам, что кто может вместить его, да вместит. Монашеский путь требует особого подвига, особого сосредоточения, больших ежедневных усилий. Именно это апостол Павел назвал распятием плоти с ее страстями и похотями. Плоть человеческая никуда не исчезает. И человек, принявший монашеский постриг, не становится равноангельным по нематериальности или тонкой телесности, которой обладают ангелы, но идет по такому пути, по которому его плотское естество постепенно преображается, истончается.

На иконах мы видим человека в его преображенном, обоженном состоянии. Мы видим, какого состояния достигает человеческая плоть святых, видим, что глаза их сияют особым внутренним духовным светом, и понимаем, что иконописное изображение – это не просто какой-то символический образ святого, но изображение того духовного состояния, которое возможно достичь в человеческой жизни.

В день памяти преподобного и богоносного отца нашего Сергия мы прославляем его как человека, который достиг равноангельного жития. И вместе с ним мы прославляем многих подвижников, которые воссияли и в этой святой обители, и в обителях, основанных учениками преподобного. Мы прославляем преподобных и богоносных отцев и матерей в земле нашей просиявших. И мы просим Господа о том, чтобы Он помог всем нам, каждому в своем звании, монахам — в их ангельском образе, а мирянам — в их обычном человеческом облике, достичь Царствия Небесного, которое уготовано всем, но берется усилием и лишь немногие достигают его.

Будем молиться преподобному Сергию, чтобы он помогал нам идти по этому пути. И будем молиться сейчас вместе с нашим Святейшим Патриархом, с епископатом нашей Церкви о сохранении единства Православной Церкви, о мире и благостоянии святых Божиих Церквей, и о том, чтобы Господь хранил наше возлюбленное Отечество.

Всех вас сердечно поздравляю с праздником! И да хранит вас всех Господь!»

По завершении Литургии Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и все архипастыри, совершавшие в этот день по его благословению архиерейские богослужения в храмах обители, вышли крестным ходом с чтимой иконой преподобного Сергия Радонежского на площадь Лавры, где Предстоятель Русской Православной Церкви совершил молебен.

С балкона Патриарших покоев Святейший Владыка обратился к участникам торжеств с Первосвятительским словом.

 

Служба коммуникации ОВЦС