Print This Post

 

27 сентября 2019 года, в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в московском храме в честь образа Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. Архипастырю сослужили клирики храма.

На богослужении присутствовали участники II Международной конференции исследователей Нового Завета «Евангелие от Марка: исторический и богословский контекст», проходившей с 23 по 26 сентября 2019 года в Общецерковной аспирантуре и докторантуре имени святых Кирилла и Мефодия.

После сугубой ектении митрополит Иларион вознес молитву о мире на Украине.

По окончании богослужения было совершено поклонение Кресту Христову.

Затем владыка обратился к молившимся в храме со словом проповеди:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры!

Праздник Воздвижения Креста Господня установлен в честь события, которое произошло в IV веке, когда святая равноапостольная царица Елена прибыла в Иерусалим, чтобы восстановить этот город как паломнический центр.

Из истории мы знаем, что после того, как в 70 году нашей эры Иерусалим был разграблен и сожжен войсками полководца Тита, будущего римского императора, жители этого города рассеялись по разным городам и весям, и жизнь в Иерусалиме прекратилась. На месте разрушенного Иерусалима было основано новое поселение под названием Элия Капитолина, где жили язычники, ибо иудейское население рассеялось. Христиане в Иерусалиме тоже не оставались – христианство распространялось в других землях и среди других народов.

В начале 313 года император Константин Великий издал Миланский эдикт, по которому христианство становилось фактически государственной религией Римской империи. И тогда по всей империи началось строительство христианских храмов, а город Иерусалим как место, где страдал и был распят на кресте Господь наш Иисус Христос, был восстановлен. Но восстановлен он был не в своем первоначальном виде (ибо никто уже не знал, как выглядел Иерусалим во времена Иисуса Христа), а, прежде всего, как паломнический центр. Были идентифицированы, насколько это возможно, места, связанные с жизнью Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. И было найдено место, на котором Он был распят. На этом месте были произведены раскопки и найдены три креста, один из которых оказался Крестом Господа нашего Иисуса Христа.

Когда святой Крест был найден, Иерусалимский епископ Макарий I, с целью, чтобы все верующие могли увидеть Крест, воздвигал (то есть поднимал) его, обращая ко всем сторонам света. В честь обретения Креста был установлен праздник Воздвижения Креста Господня. И вчера мы совершили чин Воздвижения, мы видели, как поднимается и опускается крест Господень, а сегодня крест Господень вынесен на середину храма, чтобы мы воздали ему поклонение и почитание.

Почему мы почитаем Крест Господень? Чтобы это понять, следует обратиться к посланиям апостола Павла, который говорит, что Крест Господень – это символ спасения, это орудие, при помощи которого Господь победил смерть; Крест – это духовно-нравственный ориентир, на который все мы призваны взирать с благоговением.

Крест Господень – источник жизни и исцелений, силы и спасения, не оттого, что он имеет какую-то особую благодать, отдельную от благодати Господа Иисуса Христа, но именно потому, что на кресте был распят Господь Иисус Христос. И христианские богословы, в частности, преподобный Ефрем Сирин, говорят о том, что слава Божия, которая пребывала в Ковчеге Завета, а потом в Иерусалимском храме, после того, как Господь был распят на кресте, перешла в Крест Господень. И Крест является носителем Божественной славы.

Мы слышали вчера в евангельском чтении, как за несколько дней до крестной смерти Господь молился Своему Отцу на глазах у многих людей и сказал: «Отче! Прославь имя Твое» (Ин. 12. 28). И пришел с неба голос Бога Отца: «И прославил и еще прославлю» (Ин. 12. 28).

Что означают эти слова и о чем здесь идет речь? Конечно, часом величайшей славы Сына Божия было Его распятие на кресте. По-человечески это был час Его величайшего унижения и величайшего страдания, но Божественный промысл эту несправедливую и жестокую казнь, этот несправедливый и неправедный суд обратил во спасение всего человечества. И мы взираем на Крест как на источник нашего спасения. И подобно тому, как женщина кровоточивая прикоснулась к одежде Иисуса и тот час же получила исцеление, ибо сила, неведомая ей, изошла из тела Иисуса, точно так же Божественная сила исходит из Честного и Животворящего Креста, когда мы с благоговением прикасаемся к нему.

Именно поэтому в праздник Воздвижения Креста Господня мы воздвизаем крест, выносим его для поклонения на середину храма. Многократно — в течение богослужения и в другое время — мы осеняем себя крестным знамением. Священники носят крест на своих персях, а каждый верующий носит нательный крест, для того чтобы Божественная сила, которая вошла в крест тогда, когда на нем был распят Господь Иисус Христос, передавалась нам, и мы через него получали исцеление и спасение. Чтобы Крест был для нас путеводной звездой, ведущей нас в Царство Небесное.

Будем с благоговением поклоняться Кресту Христову, прося у Господа нашего и Спасителя, чтобы Он помог нам достойно идти по нашему жизненному пути. Чтобы силою Честнаго и Животвотрящего Креста Господь ограждал нас от всякого зла и сподобил Царствия Небесного. Аминь».

 

Служба коммуникации ОВЦС