Print This Post

12 мая 2019 года, в Неделю 3-ю по Пасхе, день памяти святых жен-мироносиц, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке.

Митрополиту Илариону сослужили клирики храма.

После сугубой ектении архипастырь вознес молитву о мире на Украине.

По окончании богослужения Владыка обратился к верующим со словом проповеди:

«Христос воскресе!

В святые пасхальные дни мы продолжаем радоваться о Воскресшем Господе. И сегодня мы вспоминаем непосредственных участников событий, связанных с Воскресением Христовым. Это жены-мироносицы, праведный Иосиф Аримафейский и Никодим.

У Господа Иисуса Христа были ученики, но их точное количество нам неизвестно. Из большего числа учеников Господь избрал двенадцать, чтобы они были с Ним, слушали и запоминали Его слова, чтобы затем эти слова ими были записаны, а самое главное – чтобы ученики продолжили на земле дело Его проповеди. Из двенадцати учеников один оказался предателем, и как повествует святой евангелист Иоанн, Иисус с самого начала знал, кто предаст Его.

Но помимо двенадцати учеников у Иисуса были и тайные ученики – те, о которых мало кто знал. И один из них – Никодим, чью память мы также сегодня совершаем. Никодим был одним из начальников иудейских, одним из представителей иудейской знати. Он приходил ночью к Иисусу, чтобы поговорить о Царстве Божием, о спасении. О беседе Иисуса с Никодимом рассказывается в 3 главе Евангелия от Иоанна.

После распятия Иисуса Христа, Никодим вместе с Иосифом Аримафейским – еще одним тайным учеником, о котором упоминают все четыре евангелиста, – участвует в погребении Господа Спасителя. А еще в этом погребении участвуют женщины, которые затем, в первый день недели, приходят ко гробу, чтобы помазать тело Иисуса благовониями. И именно женщины первыми узнают о Воскресении Христовом – сначала не от Самого Господа, а от ангела или от ангелов, которые им являются и говорят о том, что Господь воскрес. А затем и Сам Господь начинает являться этим женщинам – Марии Магдалине и другим, чьи имена упоминаются в Евангелии, а также тем, чьи имена для нас не сохранились, — и говорит им: «Пойдите, возвестите ученикам о том, что Я воскрес, как сказал».

Всякий раз, когда мы читаем повествования о явлениях воскресшего Иисуса женщинам, мы спрашиваем себя: почему Он не явился сначала Своим ученикам? Ведь именно их Он избрал для служения и для того, чтобы они продолжили Его земную миссию. Но как повествует Евангелие, когда Господь Иисус Христос был арестован, ученики Его в страхе разбежались, а когда Спаситель был уже пригвожден ко кресту, только один из учеников находился рядом, а где были остальные — мы не знаем. Женщины же находились рядом в течение всего этого времени. Они были свидетельницами последних часов и минут земной жизни Иисуса Христа. И именно они первыми услышали о Его Воскресении и увидели Его воскресшим.

В числе женщин, о которых говорится в Евангелиях, упоминается «другая Мария». Некоторые толкователи считают, что под «другой Марией» следует понимать Пресвятую Богородицу. Святитель Григорий Палама в одной из своих пасхальных проповедей говорит о том, что, конечно, Господь Иисус Христос должен был первым явиться Пресвятой Богородице, потому что Она прошла с Ним крестный путь от начала до конца, не оставив Его ни на минуту. И Она была достойна того, чтобы первой узнать о Воскресении Спасителя.

Мы неслучайно в третью неделю по Пасхе прославляем жен-мироносиц, Иосифа Аримафейского и Никодима. Мы прославляем их за то, что они служили Иисусу. Их служение, может быть, не было столь явным, скорее оно было незаметным. Особенно это касается женщин, потому что в те времена женщины настолько участвовали в общественной жизни, насколько им это позволялось мужчинами. В основном женщины сидели дома, занимались домашним хозяйством, домашним очагом и воспитывали детей. Но были такие женщины, как повествуют евангелисты, которые ходили за Иисусом повсюду, и из Галилеи пришли с Ним в Иерусалим и, как говорит евангелист Лука, служили Ему своим имением, то есть тратили свои деньги на Его дело. Эти женщины и оказались рядом с Ним в последние часы и минуты Его земной жизни. Они же стали и первыми свидетельницами Его Воскресения.

Радость пасхальных дней сопровождается для нас воспоминаем о тех людях, которые находились рядом со Спасителем. Мы читаем евангельские рассказы, видим, как Господь является одной, другой группе учеников, как ученики не сразу узнают Его, как некоторые сомневаются в том, что это Он.

Мы понимаем, что опыт встречи с Воскресшим Спасителем – совершенно особый и уникальный, и его невозможно передать человеческим языком. К этому опыту приобщаемся и мы, когда в дни Страстной седмицы вместе с нашим Господом проходим Его последним путем, и когда в ночь Святой Пасхи слышим ангельский глас, возвещающий нам о Его Воскресении. Чувство, которое мы при этом испытываем, невозможно описать словами, его невозможно рационально объяснить. Сам Господь открывает нам в глубинах нашего сердца свидетельство о Своем Воскресении.

Христос воскрес и открыл для нас путь к воскресению из мертвых. И эта ангельская весть наполняет все наше земное бытие особым смыслом и содержанием, ибо мы понимаем, что все в этой жизни временно и за порогом смерти нас ждет иная жизнь, к которой мы уже сейчас приобщаемся через Божественные таинства, через причащение Святых Христовых Таин; жизнь, которую Господь Иисус Христос назвал Царством Небесным.

Будем подражать праведному Иосифу, Никодиму, женам-мироносицам в их подвиге верности Христу Спасителю. Будем такими же верными и преданными учениками нашего Господа, и будем просить Его, чтобы прямым путем Он привел нас в Царство Небесное, которое обещал всем нам. Аминь».

 

 

Служба коммуникации ОВЦС