Print This Post

30 апреля 2019 года, в Светлый вторник, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени равноапостольных Кирилла и Мефодия митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в храме мучеников и исповедников Михаила, князя Черниговского, и боярина его Феодора, чудотворцев, который входит в комплекс Черниговского Патриаршего подворья. В зданиях подворья размещается Общецерковная аспирантура и докторантура.

Архипастырю сослужили проректор по развитию Общецерковной аспирантуры и докторантуры иеромонах Иоанн (Копейкин), проректор ОЦАД по воспитательной и социальной работе протоиерей Михаил Немнонов, и.о. проректора ОЦАД иеромонах Павел (Черкасов), клирики подворья.

На богослужении присутствовала делегация священнослужителей из Падерборнской епархии Римско-Католической Церкви Германии.

После сугубой ектении архипастырь вознес молитву о мире на Украине.

По завершении Литургии вокруг храма был совершен Пасхальный крестный ход.

В проповеди митрополит Волоколамский Иларион сказал:

«Дорогие отцы, дорогие братья и сестры!

Всех вас сердечно поздравляю с праздником Воскресения Христова!

Христос воскресе!

В сегодняшнем евангельском чтении мы слышали рассказ о том, как Воскресший Господь явился двум ученикам, когда они шли из Иерусалима в селение Эммаус. Христос приблизился к ним, но они не узнали Его.

Когда мы читаем этот рассказ, а также другие рассказы о том, как Господь являлся Своим ученикам, мы задаемся вопросом: почему ученики не узнавали Иисуса после Его воскресения? Наверное, следует ответить, что они не узнавали Его по той причине, что Его внешний вид после воскресения изменился. Насколько он изменился, мы не знаем, но Мария Магдалина у гробницы сначала принимает воскресшего Христа за садовника, а ученики по дороге в Эммаус долго беседуют с Ним, но не могут узнать.

В евангельском отрывке, который мы читали на пороге храма по окончании крестного хода, рассказывается о том, как Господь, посылая Своих учеников на проповедь, явился им, и одни «поклонились Ему, а иные усомнились» (Мф. 28. 17). Почему иные усомнились? Наверное, им сложно было поверить в то, что это действительно Христос.

Мы не знаем, как изменился внешний вид Господа Иисуса Христа, но совершенно очевидно, что Его тело приобрело свойства, которыми не обладало прежде. Так, например, Он мог проходить через закрытые двери, о чем мы ни разу не слышали до Его Воскресения. И святые отцы говорят нам, что Христос воскрес в том же теле, которое Он носил до Своей смерти, но при этом Его внешний вид изменился. И именно поэтому ученики не узнавали Его. Они помнили, каким Он был в последние дни Своей земной жизни, когда говорил им, что Его душа скорбит даже до смерти. Они помнили Его распятым на кресте, помнили, каким Он был, когда Его тело погребали Иосиф и Никодим. Но никто из них не мог представить, что Он воскреснет, хотя Он и предупреждал их об этом неоднократно, но они не могли понять его слов о воскресении, ибо никогда такого не бывало, чтобы человек воскресал из мертвых.

И вот двое учеников Спасителя путешествуют в Эммаус, и Господь приближается к ним, начинает беседу, но они не узнают Его. Он, как повествует Евангелие, «начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании» (Лк. 24.27) . Христос говорит ученикам о том, что все, что с Ним случилось, произошло во исполнение древних пророчеств, и в том не было ничего случайного. Ученики же идут вместе со своим Учителем, но все еще не узнают Его. Но постепенно их сердца начинают разгораться, ибо они чувствуют что-то особенное в этом Человеке, и через Его слова, через знакомые для них тексты Священного Писания, которые раскрываются для них совершенно по-новому, они приближаются к тому, чтобы распознать в своем Путнике Воскресшего Спасителя. Но подлинное прозрение наступает в тот момент, когда Он входит в селение и остается с ними. Христос садится рядом с учениками за столом и преломляет хлеб. И в Преломившем хлеб ученики узнают Христа, и Он тот час становится невидимым для них, что, опять же, показывает особые свойства Его воскресшего тела.

Всякий раз, когда мы встречаем Господа Иисуса Христа на нашем жизненном пути, мы чувствуем, как начинает гореть наше сердце. Это происходит тогда, когда Он является к нам неожиданно. Это происходит, когда мы читаем древние пророчества и в них узнаём предсказания о земной жизни, смерти и воскресении Господа Спасителя. Это происходит тогда, когда не мы Его, а Он нас приглашает на трапезу, и мы узнаём Его в преломлении хлеба на Божественной Евхаристии. И мы все причащаемся от этого Небесного Хлеба, и не просто видим Христа, но принимаем внутрь себя Его Пречистое Тело и Его Честную Кровь.

Каждый раз, приходя в храм и причащаясь Святых Христовых Таин, мы приобретаем совершенно особый опыт, который получили ученики Господа после Воскресения Христова. Если поначалу у учеников были сомнения в том, что перед ними действительно воскресший Христос, то по мере того, как Он неоднократно являлся им, как они в воспоминание Его совершали Евхаристию и в ней снова и снова встречали Спасителя, постепенно всякие сомнения в  Его Воскресении у них рассеивались. И веру в Воскресение Христово они передали нам, а мы уже в своем собственном духовном опыте познали, что Господь Иисус воистину воскрес.

В пасхальные дни мы радуемся о Воскресении Христовом, радуемся о том, что Господь Иисус Христос сделал нас членами Своей святой Церкви, и просим Его о том, чтобы радость о Его Воскресении всегда жила в наших сердцах и озаряла наш жизненный путь.

Храни вас всех Господь!

Христос воскресе !»

Митрополит Иларион также приветствовал священнослужителей из Падерборнской епархии Римско-Католической Церкви Германии, пожелав им помощи Божией в паломничестве к святыням Русской Православной Церкви.

 

 

Служба коммуникации ОВЦС