Print This Post

17 апреля 2019 года председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Литургию Преждеосвященных Даров в московском храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке.
Архипастырю сослужили клирики храма.

За богослужением владыка Иларион совершил хиротесию иподиакона Вячеслава Ли во чтеца.

После сугубой ектении архипастырь вознес молитву о мире на Украине.

Затем Владыка обратился к верующим с архипастырским словом:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня мы слышали за Литургией Преждеосвященных Даров чтение из Книги Бытия, посвященное Иосифу, который из зависти был продан братьями в рабство, ибо тем казалось, что отец любит Иосифа больше, чем их. Ненависть возрастала в сердцах братьев и из-за снов, которые снились Иосифу. Он имел неосторожность и глупость пересказать им два своих пророческих сна, в одном из которых снопы братьев кланяются его снопу. Этот сон Иосиф рассказал братьям по юношеской доверчивости, а те вместо того чтобы увидеть в нем предсказание о том, что действительно в конце концов свершится, по человеческой зависти решили избавиться от Иосифа: бросив его в ров, отошли и смотрели, что будет происходить. А караван, проходивший мимо, взял этого юношу, и он был продан в рабство в Египет.

Далее Книга Бытия повествует о том, как в Египте Иосиф возвысился, став фактически вторым правителем этой страны, когда фараон отдал в его руки всю хозяйственную деятельность. И когда было предсказано, что после семи лет плодородия наступят семь лет голода, Иосиф сделал огромные запасы зерна, благодаря которым хлеба хватило не только Египту, но и другим странам. И именно тогда престарелый отец двенадцати братьев Иаков послал своих сыновей, кроме младшего, в Египет купить хлеб. Братья встретились с Иосифом, он снабдил их хлебом и отослал обратно, повелев в следующий раз прийти с Вениамином, который был единственным братом Иосифа по матери.

Спустя время братья вновь приходят в Египет и встречаются с Иосифом. И когда он видит своего младшего брата, то не может сдержать слез. Он выбегает в спальную комнату, рыдает, потом возвращается к братьям, чтобы поговорить. И не в силах сдержать свои чувства, он открывает им себя. Он говорит: Я – Иосиф, брат ваш, которого вы продали в Египет. Первой заботой Иосифа было – успокоить братьев, он говорит им о том, что они совершили дело человеческое, а в этом деле совершилась воля Божия: не вы меня сюда послали, а Сам Бог меня сюда послал для того, чтобы я вас теперь спас.

Эта история, которая сама по себе очень интересная и трогательная, конечно, является прообразом многого из того, что происходило с Единородным Сыном Божиим. И так как Ветхий Завет мы всегда читаем через призму истории Нового Завета и истории земной жизни Господа Иисуса Христа, то и в судьбе праведного Иосифа мы видим ветхозаветный прообраз страданий и смерти Господа нашего и Спасителя. Сын Божий тоже был из зависти продан в руки иноплеменников своими соплеменниками, Он пострадал и умер на кресте, но человеческая несправедливость обернулась величайшей Божественной милостью для всех людей, ибо через Свои страдания Господь Иисус Христос искупил все человечество от греха, и в этом искупительном деянии Спасителя, Который был предан на смерть человеческими руками и человеческой завистью, свершилась воля Божия.

И еще одному научает нас история Иосифа: вся эта история вращается вокруг темы хлеба. Голод был в стране Израиля и за хлебом пришли братья в Египет. Иосиф напитал их хлебом, и, опять же, в этом он тоже является прообразом Господа нашего Иисуса Христа, Который питает нас Небесным хлебом, Своим Пречистым Телом. И мы, приходя в храм словно из земли голода в землю изобилия, из рук не Иосифа, а Самого Господа, прообразом которого был Иосиф, принимаем здесь этот пречистый Хлеб – не земную пищу, но ту, которая является для нас залогом жизни вечной и Царствия Небесного.

В дни Великого Поста, приходя на Литургию Преждеосвященных Даров, вслушиваясь в эти удивительные и трогательные ветхозаветные истории, будем готовить себя к Страстной седмице, когда перед нами пройдет история последних дней земной жизни Господа нашего Иисуса Христа, и к празднику Святой Пасхи, когда мы станем свидетелями и участниками того, чем завершилась и история земной жизни Спасителя, и вся ветхозаветная история, и с чего началась история нашей Церкви и история всех нас как христиан. Аминь».

 

Служба коммуникации ОВЦС