Митрополит Иларион: Глядя на икону Успения Пресвятой Богородицы, мы размышляем о тайне рождения и о тайне смерти
28 августа 2018 года, в праздник Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в столичном храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. Архипастырю сослужили клирики храма.
Накануне праздника Владыка совершил всенощное бдение.
В числе присутствовавших в храме на Божественной литургии также были участники Летнего института для представителей Римско-Католической Церкви, организованного Общецерковной аспирантурой и докторантурой имени святых Кирилла и Мефодия при участии Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата и Папского совета по содействию христианскому единству. Делегацию возглавляет епископ города Сен-Дье-де-Вож (Франция), президент Совета по содействию христианскому единству Конференции католических епископов Франции монсеньор Дидье Берте.
Делегацию сопровождали сотрудник Папского совета по содействию христианскому единству священник Иакинф Дестивель, руководитель Управления по общественным связям и протоколу ОЦАД Мигель Паласио, секретарь ректора ОЦАД Карина Гандур.
После сугубой ектении митрополит Иларион вознес молитву о мире на Украине.
По окончании богослужения архипастырь обратился к верующим со словом проповеди:
«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодня Православная Церковь празднует Успение Пресвятой Богородицы. Мы называем этот праздник Успением, потому что торжествуем в честь Преблагословенной, Богом предызбранной Девы, Которая стала вместилищем Невместимого, Которая дала жизнь Сыну Божию и Которая сегодня блаженно упокоилась и дух Свой предала в руки Своего Сына.
На иконе Успения Пресвятой Богородицы мы видим удивительное событие, пронизанное для нас тихой и благоговейной радостью. Мы видим, как Пресвятая Богородица благолепно распростерта на смертном одре, очи Ее закрыты, а рядом у гроба стоит Господь Иисус Христос, Который на Свои пречистые руки принимает Ее святую душу. Душа Ее изображается в виде младенца, обвитого пеленами.
Глядя на эту икону, мы размышляем о тайне рождения и о тайне смерти. Потому что только людям, которые не способны видеть присутствие Божие в этом мире и в жизни человека, может показаться, что процесс рождения и смерти – чисто биологический. Люди приходят в мир в силу определенных известных науке обстоятельств, живут, затем умирают – кто-то от старости, кто-то в результате несчастного случая, кто-то от болезни, – и этим жизнь человека заканчивается.
Но с религиозной точки зрения, с точки зрения христианской, все обстоит совсем иначе: и рождение человека, и жизнь, и его смерть являются чудом Божиим. Всякий раз, когда рождается в мир новый человек, мы созерцаем это чудо, ибо понимаем, что оно не могло бы произойти без Божьей помощи и что именно Господь дает человеку жизнь на этой земле. Господь имеет абсолютную власть над жизнью каждого человека с момента рождения до момента смерти. И только Господь знает, когда человеку нужно прийти в этот мир и когда ему нужно этот мир покинуть.
Иногда мы, разбирая семейные архивы, смотрим фотографии наших родителей, наших бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек. И, созерцая эти фотографии, мы понимаем, что каждый из них жил в определенную эпоху, потому что так было угодно Богу. Господь каждого из них привел в эту жизнь, в этот мир в определенный момент времени и перед каждым из них поставил свои задачи. И эти задачи каждый из них в меру своих сил старался выполнить.
Так же и мы сегодня живем в этом мире, ибо сюда нас привел Господь, и Он хочет, чтобы мы именно в этот период времени жили на этой земле. Но тайна нашего рождения, нашей жизни и нашей смерти всецело находится в руках Божиих. Мы знаем день, в который мы родились, но мы не знаем день, который Господь определил для нашей смерти. И мы молимся о том, чтобы Господь дал нам кончину безболезненную, непостыдную и мирную, – такую, какую Он дал Своей Пречистой Матери.
Люди умирают по-разному и при разных обстоятельствах, но жизнь человека таинственным образом связана с его смертью. Это не значит, что всякий человек, который прожил добродетельную жизнь, будет наслаждаться долголетием и красиво умрет. И это не значит, что человек, который в жизни сделал много зла, обязательно будет наказан и смерть его будет люта, как говорит псалмопевец.
Господь по-разному распределяет и время жизни человека, и то, как человек умирает, и как он переходит в иной мир. Одно мы знаем наверняка: человек, который в этой жизни живет с Богом, и в будущей жизни будет жить с Богом. Человек, который в этой жизни вверял себя Господу Иисусу Христу, и в будущей жизни встретит Сына Божия. Человек, который старался в меру своих сил исполнять заповеди Христовы, получит от Бога награду. Какая это награда – нам не известно, ибо мы только знаем, по словам апостола Павла, что на сердце человеку не всходило то, что Господь уготовал любящим Его (1 Кор. 2.9).
Мы созерцаем святой гроб Пресвятой Богородицы, предстоя перед ним, мы созерцаем тайну иного мира, которая открывается через Ее блаженную кончину, через Ее Божественное Успение. Мы прославляем Ее как Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим и свои жизни вверяем в руки Божии.
Взирая на образ Успения Пресвятой Богородицы, мы просим о том, чтобы и наша кончина была безболезненной, непостыдной и мирной. Чтобы и наша жизнь на этой земле была такой же, какой была жизнь Пресвятой Богородицы, – конечно же, в меру наших сил, возможностей и способностей. И чтобы когда мы переступим черту, отделяющую нас от вечной жизни, – а каждому из нас, кому-то раньше, а кому-то позже, эту черту придется переступить, – чтобы за порогом смерти нас встретил Христос.
Будем об этом молиться, будем об этом просить и Самого Господа, и Его Пречистую Матерь Пресвятую Богородицу. Всех вас поздравляю с праздником».
После проповеди митрополит Иларион приветствовал гостей из Римско-Католической Церкви.
«В течение нескольких последних лет между Русской Православной Церковью и Римско-Католической Церковью существует обмен делегациями – мы это называем летними институтами, – отметил, в частности, председатель ОВЦС. – В летний период, обычно в конце лета, делегация из Ватикана приезжает к нам, посещает наши храмы, встречается со Святейшим Патриархом, поклоняется святыням нашей Церкви. А на следующий год группа клириков из Русской Православной Церкви приезжает в Италию для того, чтобы поклониться христианским святыням Древнего Рима».
Сердечно приветствовав группу паломников, митрополит Иларион пожелал им благословенного пребывания на российской земле: «Пусть Господь укрепляет вас в послушаниях, которые вы несете в своей Церкви, и Пресвятая Богородица всем вам помогает и покрывает вас от всякого зла честным Своим омофором. Храни вас всех Господь».
После Божественной литургии в приходском доме состоялась встреча митрополита Илариона с участниками Летнего института.
Служба коммуникации ОВЦС