Print This Post

19 августа 2018 года, в праздник Преображения Господня, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил в столичном храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке Божественную литургию. Архипастырю сослужили клирики храма.

В этот день исполнился 31 год со дня иерейской хиротонии митрополита Илариона.

После сугубой ектении Владыка вознес молитву о мире на Украине.

После заамвонной молитвы митрополит Иларион совершил чин освящения плодов.

Перед началом освящения плодов владыка Иларион обратился к присутствующим с проповедью:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Всех вас, дорогие отцы, братья и сестры, поздравляю с праздником Преображения Господня – престольным праздником нашего святого храма.

В этот день мы вспоминаем событие, которое описано в трех Евангелиях – от Матфея, от Марка и от Луки. Также о нем упоминается в послании святого апостола Петра, которое мы сегодня слышали за Божественной литургией. В этот же праздник, по обычаю, который Русская Православная Церковь унаследовала от Византии, освящаются в храме плоды. В Византии в этот день освящали виноград, а в наших северных землях освящают яблоки.

Обратите внимание, как появляются на свет плоды, будь то виноград или яблоки, или какие-либо иные, которые мы с благодарностью Богу вкушаем после того, как они созреют. В зимнее время вся жизнь природы замирает: на что бы мы ни посмотрели, – на яблоню или виноградники, – все выглядит одинаково: мы видим лишь сухие ветви, покрытые снегом. Но с наступлением весны в сухих ветвях начинает пробуждаться жизнь. И сначала они, если говорить о яблонях, дают почки, потом появляются прекрасные цветы, и в течение одной или двух недель мы наслаждаемся их красотой и благоуханием. Затем эти цветы опадают, а из завязи образуются маленькие плоды, которые растут, наливаются соком, краснеют и затем наступает момент, когда их можно сорвать и употребить в пищу.

За счет чего растут эти плоды? Прежде всего, за счет солнечной энергии, без которой не было бы жизни на земле. В космосе множество планет, на которых нет жизни (или, возможно, на какой-то планете есть молекулярная жизнь). На нашей же планете, – Господь так устроил, – есть и земля, и реки, и деревья, и растения, и животные, и люди. Мы все питаемся солнцем. Если бы солнце в какой-то момент погасло, – тотчас исчезла бы и жизнь на земле. Мы можем наблюдать, как растения, цветы тянутся к солнцу, как они складывают свои листья, когда солнце заходит, и как раскрывают бутоны навстречу солнцу. Мы можем видеть, как, например, подсолнух в течение светового дня поворачивается вслед за солнцем, желая не упустить ни одной частички солнечной энергии, а когда солнце заходит, он опускает голову и ждет следующего утра. Такова жизнь земного, материального мира.

Мы, люди, хотя и не связаны напрямую с солнцем, тоже радуемся его появлению и грустим, когда оно заходит. И если на небе тучи, и солнце не появляется много дней, это порой сказывается и на настроении людей, и на состоянии их здоровья, и даже на продолжительности жизни.

Господь Иисус Христос в Своих притчах и проповедях учит нас обращаться от реальностей земных к реальностям духовным. Ведь не случайно Иисуса Христа в творениях святых отцов и в богослужебных текстах сравнивают с солнцем. Святые отцы говорят, что как солнце в мире чувственном, так и Бог в мире духовном. Если бы не было Бога, не было бы жизни – ни растительной, ни молекулярной, ни той, которая есть у нас с вами. Вся жизнь, в каждой своей частице, зависит от Бога, она пронизана Его животворным и живоносным присутствием. И как солнце озаряет этот мир и дает ему жизнь, точно так же и Бог озаряет наш внутренний мир и дарует нам возможность полноценно жить на этой земле.

Наша жизнь, которая начинается здесь, на земле, продолжится в вечности, в Царствии Небесном. Именно к жизни вечной Господь Иисус Христос приобщал Своих учеников на протяжении всего Своего земного служения, — через чудеса, которые Он совершал, и поучения, в которых раскрывал смысл Царствия Небесного. При этом Христос нигде и никогда не давал определений Царствия. Он сравнивал Царствие Небесное с пшеницей, с неводом, наполненным рыбами, с закваской в тесте, со многими другими простыми предметами человеческого быта. И за этими предметами Он учил видеть присутствие Царствия Небесного. Так же, как и сейчас Он учит нас этому через все, что окружает нас, через повседневную реальность, в которой мы живем.

Важно помнить: как жизнь материальная прекратилась бы на земле, если бы солнце погасло, точно так же и прервалась духовная, интеллектуальная жизнь всякого человека, если бы Бог каким-либо образом отнял от него Свое благоволение, Свою любовь и Свой Божественный свет. Но этого не может произойти, потому что для Бога все мы – Его создания. И Он любит всех, вне зависимости от того, как к Нему относятся. Верят ли в Него или не верят, любят или поносят, признают ли Его бытие или же отрицают – Господь все равно любит каждого. Точно так же, как, по словам Господа Иисуса Христа, дождь посылается и праведным, и неправедным, и солнце светит и правым, и виноватым.

Что же такое мысленное Солнце, которое озаряет наш духовный путь? Это Солнце – Сам Господь наш Иисус Христос, Который говорит: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5. 16). Но каким же светом мы можем светить, если сами по себе не имеем свойства светиться? Ответ один: мы можем светить только отраженным светом, подобному тому, как луна озаряет ночную мглу, когда облака открывают ее. Она не имеет горящей поверхности и способна лишь отражать солнечный свет. Так же и мы можем сиять в этом мире, впитывая в себя свет мысленного Солнца – Господа Иисуса Христа, Его образ, Его поучения и заповеди. Стараясь жить по Его заповедям и творить добро, участвуя в богослужении и в Таинствах Церкви, мы можем передавать нашим ближним Божественный свет, который получаем через причащение Святых Христовых Таин.

Господь, по слову апостола, призвал нас в чудный Свой свет, чтобы мы возвещали Его совершенство перед окружающими. Чтобы не словами назидания или увещевания проповедовали им Бога, но своими делами и образом жизни свидетельствовали о том, что помимо света физического есть свет духовный; что мир материальный произошел благодаря Творцу и Им управляется, и что в мире духовном Бог царствует так же, как и в мире материальном, а Его воля беспрекословно совершается ангелами.

Здесь, на земле, люди далеко не всегда исполняют волю Господа. Иной раз они творят свою волю, а иной раз поддаются искушению дьявола. Бог дает свободу каждому человеку, при этом открывая ему путь к истинному свету. Только бы человек не затыкал уши свои и не закрывал глаза. Ибо, читая Евангелие, мы видим, как много было вокруг Господа Иисуса Христа  свидетелей Его чудес и слушателей Его поучений. Но одни раскрывали свои сердца Его Божественному слову и изменяли свой образ жизни, приобщались к Небесному Царствию, которое Он им открывал, а другие, по словам Спасителя, видя не видели, и слыша не слышали, и не разумели того, что Бог открывает им.

В праздник Преображения Господня будем просить у Бога помощи, чтобы не только слышать Его слова, но и исполнять их. Чтобы Божественный свет, которым Он озаряет нас, передавался через нас и другим людям. Чтобы в Церковь приходили все новые и новые люди, приобщались к Царствию Небесному, которое есть Сам Господь Иисус Христос. Аминь».

Служба коммуникации ОВЦС