Print This Post

15 февраля 2018 года, в праздник Сретения Господня, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию на Черниговском Патриаршем подворье в храме Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором.

Архипастырю сослужили проректор ОЦАД по учебной работе иеромонах Иоанн (Копейкин), сотрудники ОЦАД в священном сане, клирики храма.

После сугубой ектении архипастырь совершил молитву о мире на Украине.

По окончании Литургии владыка Иларион обратился к присутствующим со словом проповеди:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Праздник Сретения Господня напоминает нам о событии, которое произошло на 40-й день после Рождества Христова, когда Господь наш Иисус Христос был принесен святым праведным Иосифом и Пресвятой Девой Марией в храм Иерусалимский, чтобы в соответствии с предписанием закона Моисеева быть посвященным Богу.

В храме Господнем Его встретил праведный Симеон. Духом Святым ему было обещано, что он не вкусит смерти, пока своими глазами не увидит Христа Господа, Который родится от Пренепорочной Девы. Дух Святой открыл старцу, что младенец, Который был принесен в храм Пречистой Девой Марией, и есть Господь Христос.  И Симеон одним из первых в этом немощном младенце, Который еще не мог произнести ни одного слова, распознал Спасителя мира – Того, Кто является «светом к просвещению язычников и славой народа Божия Израиля» (Лк. 2.32).

Когда Господь Иисус Христос родился, многие начали распознавать в Нем пришедшего Спасителя. Неслучайно пастухам на поле явились ангелы и они поклонились Спасителю, неслучайно и волхвы, ведомые звездой, пришли и поклонились родившемуся в Вифлееме Младенцу. Но Симеон был тем, кто первым возвестил о том, что родившийся Младенец является светом к просвещению язычников и славой народа Божия Израиля.

Что означают эти слова? Народ израильский на протяжении веков ждал своего Мессию, но представления об этом Мессии были самые разные. Некоторые думали, что Мессия будет могущественным царем, который восстановит славу израильского народа, поможет освободить израильскую землю от римской оккупации и получит большую политическую власть. Мало кто представлял себе Мессию младенцем, который родится в самых скромных условиях, и что для Его родителей даже не будет места в гостинице; никто не мог представить, что младенцем Он будет принесен в храм и по подобию многих других перворожденных младенцев мужского пола посвящен Господу.

Но таково было милосердие Божие к роду человеческому, такова была любовь Божия к людям:  Господь послал Сына Своего Единородного, дабы спасти мир. Он послал Его не в славе и силе, не в политическом могуществе, а в немощи человеческой плоти, и люди, которые распознавали в Нем Спасителя, делали это по наитию Духа Святого.

Одним из таких людей и был святой праведный Симеон. Дух Святой подсказал ему, что именно этот Младенец «лежит на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий» (Лк. 2.34). И, действительно, жизненный путь Господа Спасителя на этой земле был тяжелым и тернистым. Его учение и Его деяния стали предметом пререканий, ибо одни следовали за Спасителем и принимали Его слово, а другие Его отвергали, и с каждым Его словом, с каждый новым совершенным Им чудом все больше и больше вынашивали в себе ненависть по отношению к Нему – так, что в конце концов Спаситель мира был предан народом израильским на смерть. Все это предрек праведный Симеон Пресвятой Богородице, когда сказал: «Тебе Самой оружие пройдет душу» (Лк. 2.35), то есть меч пронзит Твое сердце, когда Ты будешь стоять у креста Твоего Сына и видеть Его страдания.

Когда праведный Симеон увидел Христа, то произнес слова: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыка, по глаголу Твоему, с миром» (Лк. 2.29) – слова, которые мы слышим за каждым вечерним богослужением, которые произносим в наших вечерних молитвах. Эти слова напоминают нам о том, что целью жизни человека является встреча со Христом – Богом и Спасителем. Человеку, который распознал в Иисусе Христе Бога и Спасителя, пришедшего спасти весь род человеческий, не страшна смерть, потому что он знает, что смерть соединит его с Богом.

В земной жизни многое отделяет нас от Бога, но когда эта жизнь прекратится и настанет жизнь новая и вечная, то если мы здесь жили по заповедям Божиим, если мы здесь во Христе созерцали нашего Бога и Спасителя, если мы причащались Святых Христовых Таин, то в будущем веке ничто не будет препятствовать нам видеть Его и созерцать, вкушать Его и быть вместе с Ним. Все это было Духом Святым открыто праведному Симеону, который прожил долгую жизнь, но не умирал, ибо хотел своими глазами увидеть Спасителя. И когда эта встреча произошла, праведный Симеон произнес слова, которые напоминают нам о самом главном, что есть в человеческой жизни: о Боге, Который пришел в этот мир и жил среди людей. Он и сегодня живет среди нас. И мы можем держать Его на своих руках так, как Его держал старец Симеон; мы можем принимать Его внутрь нашего чрева, как приняла Его внутрь Своего чрева Пресвятая Дева Мария. О Боге, Которого мы можем любить, чувствовать, видеть, вкушать и Который наполняет нашу жизнь – вечной жизнью. Той, которую Он Сам называл Царствием Божиим, пришедшим в силе.

Всякий раз, когда мы собираемся вместе в храм Божий на Божественную литургию, когда причащаемся Святых Христовых Таин, мы ощущаем это Царствие Божие, пришедшее в силе; мы принимаем внутрь себя Господа Спасителя и вновь и вновь осознаем, что наше спасение даровано нам через Него. Что именно Он – Тот, Кто приведет нас к вечной жизни.

Будем молиться Пресвятой Богородице, святому праведному Симеону, святой пророчице Анне и всем тем святым, которые узрели в Иисусе Христе Бога и Спасителя, которые распознали в Нем Мессию, пришедшего спасти весь род человеческий. Будем молиться им, чтобы и нам всегда открывалось духовное зрение, позволяющее за человеческими реальностями видеть тайны Божии. И чтобы всегда центром нашей духовной жизни был Господь Иисус Христос – свет к просвещению язычников и слава народа Божия. Аминь».

Служба коммуникации ОВЦС