Print This Post
20 января 2018 года, в день празднования Собора Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в храме Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором Черниговского Патриаршего подворья, который является академическим храмом ОЦАД.
Архипастырю сослужили проректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры по учебной работе иеромонах Иоанн (Копейкин), проректор ОЦАД по воспитательной и внеучебной работе протоиерей Михаил Немнонов, заместитель председателя Синодального миссионерского отдела игумен Серапион (Митько), секретарь Ученого совета ОЦАД, заместитель заведующего кафедрой внешних церковных связей и общественных наук ОЦАД, секретарь ОВЦС по межрелигиозным отношениям священник Димитрий Сафонов, заместитель заведующего кафедрой теологии Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» иеромонах Родион (Ларионов), сотрудники и учащиеся Общецерковной аспирантуры и докторантуры в священном сане.
За богослужением была совершена иерейская хиротония помощника проректора ОЦАД по учебной работе иеродиакона Павла (Черкасова).
После сугубой ектении митрополит Иларион совершил молитву о мире на Украине.
В архипастырском слове по завершении Божественной литургии Владыка сказал:
«Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
В нашем святом храме, который посвящен святому Пророку, Предтече и Крестителю Господню Иоанну, мы собрались сегодня, чтобы почтить его святую память, вместе совершить Божественную литургию и причаститься Святых Христовых Таин.
В сегодняшнем евангельском чтении прозвучал рассказ о том, как Господь Иисус Христос после принятия Крещения от Иоанна был возведен Духом Святым в пустыню для того, чтобы встретиться там совсем с другим духом – духом чуждым, духом злобы, духом, который искушает всякого человека. Этот дух приступил к Иисусу в пустыне после того, как Он сорок дней воды не пил и не вкушал пищу. Первое искушение заключалось в том, что диавол сказал Спасителю: «Если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами», ибо Христос после сорока дней поста взалкал. Но Господь ответил ему словами Священного Писания: «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф. 4. 3-4).
Эти слова напоминают нам о том, что помимо материальной пищи есть пища духовная, помимо хлеба земного – хлеб небесный, в котором нуждается всякий человек. Этот небесный хлеб есть слово Божие, а наипаче тот хлеб, что сошел с небес, дабы дать жизнь миру, – пречистое Тело Господа нашего Иисуса Христа, которого мы причащаемся за Божественной литургией.
Диавол искушает всякого человека, и с теми искушениями, с которыми он приступил к Спасителю, приступает к разным людям. Одним он говорит: «Преврати эти камни в хлебы», другим предлагает: «Бросься вниз, и ангелы тебя понесут», третьих призывает: «Поклонись мне, и я дам тебе все царства мира». И как много есть людей, которые поддаются одному искушению, другому или третьему либо двум или трем искушениям… Как много есть людей, которые думают, что им все позволено, для них нет ничего запрещенного, что если они захотят, то хоть на крыльях полетят по небесам. А как много есть людей, которые готовы поклониться дьяволу для того, чтобы приобрести материальное богатство – пусть и не все царства мира, но какую-то их часть. А сколько тех, кто готов служить диаволу для того, чтобы он дал им власть над каким-либо земным уделом…
Но Господь напоминает нам, что в жизни человека самое главное – Бог, что вся жизнь наша должна быть ориентирована на Бога, а не на материальные блага. Он напоминает, что всякий раз, когда человек ставится перед выбором: послушаться голоса Божия или послушаться голоса диавола – даже если диавол совсем рядом, а Бог, как может показаться, находится где-то далеко, человек всегда и во всех случаях призывается послушать гласа Божия, который до нас доносит Священное Писание.
Не случайно Господь Иисус Христос отвечал диаволу не какими-либо Своими словами, а цитатами из Священного Писания. Оно доносит до нас живой голос Божий, и в каждый конкретный момент нашей жизни, когда к нам приступает дьявол, чтобы нас искусить (а он это делает постоянно и последовательно), Писание открывает нам премудрость Божию, дает возможность услышать то, что Бог хочет нам сказать, и отверзает нам внутренние очи для того, чтобы за всеми царствами мира сего мы видели Царствие Небесное, которое не отнимается у человека, если тот его приобретает, если Господь его дарует.
Сегодня день памяти святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Мы можем предполагать, что когда Предтеча находился в пустыне и нес там свои подвиги, его, конечно же, искушал диавол, но он преодолевал диавольские искушения. Мы читаем в Евангелии, что когда Иоанн был заточен в темницу, он послал своих учеников спросить Иисуса: «Ты ли Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого?» (Мф. 11.3) – так, будто бы и в темнице приступил к этому великому пророку искуситель, искушал его и говорил: «Это не Тот, вся твоя жизнь была ошибкой, и ты зря на Него указывал. Ты зря говорил, что это Агнец Божий, Который берет на себя грехи всего мира».
Но так же, как Господь преодолел искушения в пустыне, так и Иоанн Предтеча преодолел все дьявольские искушения и взошел в Небесную славу через подвиг мученичества. А вслед за Спасителем и вслед за Иоанном Предтечей многие апостолы, святители, преподобные и мученики через подвиг постничества, через подвиг мученичества или иной подвиг, который они несли в этой жизни, не только дьявольские искушения отвергли, но и указали многим людям путь, ведущий в Царствие Небесное подобно тому, как этот путь указывал Иоанн Креститель, когда показывал на Христа и говорил: «Вот Агнец Божий» (Ин. 1. 29).
Святые, которых мы почитаем, нам указывают ни что иное, как путь в Царствие Небесное. И ни на кого другого они не показывают нам, как на Самого Господа Иисуса Христа, ибо именно Господь есть Путь, Истина и Жизнь (Ин. 14. 6) – путь к Царствию Небесному, истина, которая раскрывается для нас через слово Священного Писания, и жизнь, подаваемая нам в Таинствах церковных, наипаче же в Таинстве Святого Причащения.
В день, когда мы празднуем Собор Иоанна Предтечи, будем прославлять Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, Который пришел на землю, чтобы взять на Себя грехи мира, крестился в водах Иордана, дабы Своим схождением в воды их освятить и открыть нам путь к купели пакирождения, к рождению свыше – рождению от воды и Духа. Будем также прославлять Его верного служителя – Предтечу Господня Иоанна, который многим людям указал путь ко Христу и сегодня служит для нас напоминанием об этом пути, ведущем в Царство Небесное».
Митрополит Иларион особо обратился к новорукоположенному иеромонаху Павлу (Черкасову): «Хотел бы тебе пожелать, дорогой отец Павел, чтобы ты непорочно нес высокое служение, которое на тебя сегодня возложено Церковью, всегда ревностно служил алтарю Божию и ревностно исполнял послушания, которые на тебя возлагаются».
Архипастырь также поздравил с 50-летием со дня рождения проректора по научной работе Общецерковной аспирантуры и докторантуры Д.В. Шмонина, пожелав ему дальнейшей активной и плодотворной работы на благо Церкви.
Затем владыка Иларион вручил сотрудникам ОЦАД церковные награды. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла юбилейной медалью «В память 100-летия восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви» награждены: проректор по научной работе Д.В. Шмонин, проректор по учебной работе иеромонах Иоанн (Копейкин), проректор по воспитательной и внеучебной работе протоиерей Михаил Немнонов, и.о. руководителя Международного отдела священник Павел Анищик, руководитель Административно-хозяйственного отдела М.А. Титов, руководитель Управления по общественным связям и протоколу Мигель Паласио, секретарь Ученого совета священник Димитрий Сафонов, руководитель Управления развития образовательных программ Г.И. Теплых, профессор кафедры богословия и литургики Г.В. Вдовина, помощник проректора по учебной работе иеромонах Павел (Черкасов), помощник проректора по научной работе Е.И. Богдасарова, руководитель Учебно-методического управления А.В. Гусев, главный бухгалтер О.Л. Манская, секретарь Комиссии по студенческому обмену Международного отдела диакон Димитрий Серов, руководитель Центра непрерывного образования И.А. Парфенов, заведующий канцелярией И.К. Голубцов, секретарь Ректора Карина Гандур, доцент кафедры богословия и литургики И.В. Лупандин.

 

Служба коммуникации ОВЦС