Print This Post

16 июля 2017 года, в Неделю 6-ю по Пятидесятнице, день памяти святителя Филиппа, митрополита Московского и всея Руси, чудотворца, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в московском храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. Архипастырю сослужили клирики храма.

После сугубой ектении митрополит Иларион вознес молитву о мире на Украине.

По окончании богослужения владыка обратился к молившимся в храме со словом проповеди:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Нынешний воскресный день совпал с днем памяти священномученика Филиппа, митрополита Московского. Священномученик Филипп происходил из боярского рода Колычевых.  До 30 лет он вел обычную мирскую жизнь, хотя, как повествует его житие, с детства любил храм Божий, любил читать Священное Писание и был благочестивым православным христианином. Но в 30-летнем возрасте придя однажды в храм Божий, он услышал слова Господа Иисуса Христа: «Никто не может служить двум господам» (Мф. 6.24), и слова эти заставили его задуматься о смысле собственной жизни.

Он оставил все, переоделся в одежду простого крестьянина и отправился в Соловецкий монастырь – один из самых отдаленных монастырей Святой Руси, где в течение девяти лет, никому не открывая кто он и откуда, какого происхождения и рода, нес тяжелые послушания. Со временем, увидев в нем человека Божия, братия избрала его на пресвитерское и игуменское служение. И тогда он взялся за благоустройство монастыря – не только духовное, но и материальное. Он, как рассказывает его жизнеописание, соединил каналами озера, осушил болота и построил в монастыре два собора, чтобы обитель приобрела подобающий вид, а монашеская братия жила бы в условиях, которые она заслуживала.

Именно при будущем святителе Филиппе Соловецкая обитель стала центром монашеской жизни, и оставалась им на протяжении нескольких веков, вплоть до своего закрытия после Октябрьской революции. В какой-то момент будущий святитель был вызван в Москву и царь Иоанн Грозный избрал его на московскую митрополию. Филипп не хотел этого служения, ибо не к этому лежало его сердце: душа его стремилась к пустынническому житию и к монашескому деланию. Но таков был промысл Божий и такова была воля царя, и поэтому Филипп смиренно подклонил свою выю под руки архиереев, которые возвели его в архиерейское и в митрополичье достоинство.

Мы знаем, кто такой был Иван Грозный. Сейчас существуют разные взгляды на его правление, но историки оставили нам ужасающие свидетельства о том, как правил Русью этот человек. Поначалу его правление было благоуспешным, но потом он начал политику репрессий против самых разных людей, особенно против тех, кто был недоволен его правлением. Он создал опричнину – такую неофициальную «полицию», которая разъезжала по всей стране на лошадях, вылавливала неугодных царю людей и зверски с ними расправлялась. Опричники, носившие черные, похожие на монашеские, одежды, наводили ужас на всю Святую Русь. Сам царь, который все больше превращался из самодержца в самодура, удалялся из столицы на какое-то время и создавал вокруг себя псевдомонашескую общину.

Все это, конечно, вызывало сильное беспокойство и глубокую скорбь московского митрополита. Неоднократно он пытался увещевать царя в личных беседах, но царь все равно поступал так, как считал нужным. Однажды на Крестопоклонной неделе царь вошел в Успенский собор Московского Кремля, а митрополит стоял на своей митрополичьей кафедре. По обычаю Иван Грозный подошел к нему за благословением, но митрополит не благословил его. Он стоял, взирая на икону Спасителя, словно не замечая царя. Тогда бояре ему сказали: «Разве ты не видишь? Царь требует твоего благословения.» И тогда святитель обернулся к царю и сказал: «Здесь мы приносим бескровную жертву Богу, а за алтарем льется невинная кровь христиан».

Обличение митрополита вызвало гнев самодержца. Он затаил ярость и вскоре нашел повод для расправы с ним. Когда в день Архангела Михаила святитель совершал службу в Успенском соборе Кремля, опричники ворвались в собор, сорвали с него святительские облачения и на глазах всего честного народа вытолкали из храма и увезли в заточение. Но царю-самодуру этого показалось мало и он, выждав время, послал своего опричника Малюту Скуратова, чтобы тот расправился со святителем. И святитель Филипп, который был заточен в тверской Отроч монастырь, по приказу царя был задушен этим опричником.

Такая, казалось бы, ужасная судьба человека – человека, который против своей воли был поставлен на высокое церковное служение, который стал жертвой царского гнева. Но Церковь прославляет его как одного из великих святителей Святой Руси, который не побоялся ни гражданской власти, ни власти царской, ибо на первом месте для него всегда стояла правда Божия, о которой он свидетельствовал и своим святительским служением, и своей проповедью.

Из истории нам известно, что существовали различные формы правления: монархии, республики – республики парламентские, республики президентские, – и до сих пор эти разные формы правления сосуществуют на нашей земле. Иногда люди спорят, какая форма правления лучше, та или другая. Лучше ли, чтобы монарх помазывался на царство и получал санкцию на свое правление от Церкви, или чтобы президент избирался народом и получал санкцию на правление от народа? Или чтобы еще какая-то иная форма существовала.

Но история показывает, что при любой форме правления были как мудрые, так и немудрые правители. Одни использовали свою власть, данную им от Бога или данную им народом, для блага народного, а другие свое самодержавие превращали в самодурство. И Церковь всегда была лояльна к государственной власти, даже в те годы, когда власть была гонительницей Церкви, как это было во времена Римской империи, когда апостол призывал христиан: «Бога бойтесь, царя чтите» (1 Пет. 2.17), а царь ведь был тогда язычником и гонителем христианской Церкви. Так это было и в советское время, когда власть, опять же, была гонительницей Церкви, и Церковь не выступала против нее.

Но в истории известны моменты, когда Церковь должна была голосом своих святителей засвидетельствовать о том, что власть творит беззаконие. Именно тогда Господь воздвигал таких людей как святитель Филипп, митрополит Московский, которые не боялись власти, не боялись смерти, свидетельствуя о правде Божией подобно тому, как это делали пророки в ветхозаветные времена. И Церковь прославила этих людей за исповеднический подвиг, ибо они шли по стопам Господа Иисуса Христа, подражая Ему в своем стоянии за правду.

Когда мы читаем Евангелие, то часто спрашиваем себя: «Почему Господь Иисус Христос был так непреклонен в Своей полемике с фарисеями? Неужели невозможно было найти компромисс и договориться с ними?» Но Господь ведь пришел в этот мир не для того, чтобы идти на компромиссы с князем века сего, и когда дьявол искушал Его в пустыне, Он отверг все три искушения.

Так же и Церковь призывается свидетельствовать в этом мире о правде Божией. До тех пор, пока власть не выступает против этой правды, до тех пор, пока власть не принуждает людей к антихристианским поступкам и деяниям, Церковь остается лояльна к власти. И Церковь не дает оценки, какая власть или форма правления лучше, какой партии надо следовать или за каким правителем надо идти – все это полагается либо на совесть людей, которые выбирают правителя, либо на промысл Божий — в случае если правитель избирается не народом. Что же касается свидетельства о правде Божией — Церковь всегда должна стоять на стороне этой правды. И всегда будут люди, свидетельствующие об этой правде, даже если это неугодно государственной власти.

Будем молиться святителю и чудотворцу Филиппу, митрополиту Московскому, чтобы по его молитвам Господь хранил нашу Святую Русь на все последующие времена. Чтобы правда Божия устами святителей и Церкви всегда возвещалась в нашем Отечестве, а правители наши, избираемые народной волей, всегда ей следовали. Аминь».

 

Служба коммуникации ОВЦС