Митрополит Волоколамский Иларион совершил Литургию древнерусским чином в московском храме Покрова Пресвятой Богородицы в Рубцове
18 апреля 2017 года, во вторник Светлой седмицы, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, председатель Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в храме Покрова Пресвятой Богородицы в Рубцове, при котором действует Патриарший центр древнерусской богослужебной традиции.
За богослужением, которое совершалось древнерусским чином, архипастырю сослужили консультант ОВЦС, секретарь Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством протоиерей Иоанн Миролюбов, настоятель храма Иакова Заведеева в Казенной слободе протоиерей Сергий Точеный, клирики прихода.
В числе молившихся в храме были учредитель благотворительного Фонда святителя Григория Богослова В.С. Якунин, исполнительный директор фонда, член Наблюдательного совета Патриаршего центра древнерусской богослужебной традиции Л.М. Севастьянов.
По завершении Литургии был совершен крестный ход.
Затем митрополит Иларион обратился к присутствующим с проповедью:
«Ваше Высокопреподобие, дорогой отец настоятель,
дорогие отцы, братья и сестры!Сердечно поздравляю вас с праздником Светлого Христова Воскресения!
Христос Воскресе!
В дни Светлой седмицы за Божественной литургией мы слышим чтения из Деяний святых апостолов, повествующие о первых днях и неделях существования на земле Церкви Христовой — после Воскресения и Вознесения на небо Господа Иисуса Христа. Мы слышим евангельские чтения о явлениях Воскресшего Спасителя, а также первые главы Евангелия от Иоанна, повествующие о начальном периоде служения Иисуса Христа. Перед нашим духовным взором проходят разные картины: как Господь Иисус Христос выходит на проповедь, чем оканчивается Его земное служение, как Воскресший Спаситель является Своим ученикам и с чего начинается самостоятельная жизнь Церкви на земле.
Сегодня за богослужением мы слышали чтение о том, что произошло в праздник Пятидесятницы, когда через 50 дней после Пасхи по обетованию Господа Спасителя Святой Дух в виде огненных языков сошел на апостолов. Исполненные Духа, ученики Христовы заговорили на неведомых им языках. В то время в Иерусалиме находились паломники из разных городов и стран, и каждый из них в речи апостолов услышал собственное наречие. Некоторые были так удивлены этим событием, что говорили об учениках Христовых: «Они напились сладкого вина» (Деян. 2. 13). Но апостол Петр сказал: «Они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня» (Деян. 2. 15), то есть по-нашему было девять утра. Петр также напомнил, что событие, которое только что произошло, было предсказано в Писаниях, процитировав строки из книги пророка Иоиля: «И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут» (Деян. 2. 17).
Сегодняшнее чтение из Евангелия от Луки повествует о том, как Господь Иисус Христос явился двум Своим ученикам, которые шли в Эммаус, но те не узнали Воскресшего Спасителя. Они стали говорить Ему о том, что случилось с Иисусом Назарянином, как Он был предан и распят, а затем, высказав полнейшее недоумение по поводу Его воскресения, рассказали, как некоторые женщины сообщили им, что Иисус жив и что Его тела нет в гробнице. И тогда Господь Иисус Христос, еще не узнанный ими, объясняя Писания, сказал, что всему, что произошло с Ним, надлежало быть.
Святой апостол Лука, который является автором одного из Евангелий и книги Деяний апостольских, особое внимание уделяет теме Священного Писания Ветхого Завета, указывая, что все произошедшее с Господом Иисусом Христом было предсказано в Ветхом Завете.
Для первохристианской Церкви обретение в Ветхом Завете множества пророчеств о Господе Иисусе Христе было весьма важным откровением. Мы можем проследить эти пророчества по всем книгам Нового Завета, начиная с Евангелия от Матфея и кончая посланиями апостола Павла и Апокалипсисом святого апостола Иоанна Богослова. Уже в первой главе своего Евангелия апостол Матфей, рассказывая о Рождестве Христовом, ссылается на Писание Ветхого Завета: « А все сие произошло , да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог.» (Мф.1.22-23).
В каждом из четырех Евангелий те или иные события истолковываются как предсказанные и предуказанные в Священном Писании Ветхого Завета. Более того, Евангелие показывает, что ученики не сразу пришли к такому пониманию. Например, когда Господь Иисус Христос, согласно Евангелию от Иоанна, вошел в Иерусалимский храм и изгнал оттуда продающих и покупающих, то ученики сначала не поняли этого действия, но после Воскресения Христова вспомнили, что и об этом тоже было предсказано в Ветхом Завете.
Таким образом, мы видим, что, с одной стороны, Господь заключает Новый Завет со всем человечеством в лице Воплотившегося Бога – Господа Иисуса Христа, – пришедшего в этот мир, чтобы спасти всякого человека. Но, с другой стороны, для церковной христианской общины по-новому раскрывается Ветхий Завет, ибо все ветхозаветное писание пронизано пророчествами об Иисусе Христе, образами, которые относятся к спасению.
О том, что пророки свидетельствовали о Христе и пророческое слово изначально было богодухновенно, в своем послании говорит апостол Петр. Также об этом многократно говорит в своих посланиях и апостол Павел, показывая, как события, происходившие в Ветхом Завете, стали прообразами Нового Завета. В частности, в сегодняшнем апостольском чтении, в послании к евреям, апостол Павел говорит о ветхозаветной скинии как прообразе Нового Завета. Это чтение Церковь выбрала в дни Богородичных праздников, а сегодня мы как раз отмечаем празднование в честь иконы Пресвятой Богородицы «Одигитрия». И ветхозаветная скиния, согласно учению Святых отцов, является прообразом Божией Матери.
В течение всего Великого поста Церковь предлагала нам чтения из Ветхого Завета, которые мы также слышали и на Страстной седмице, вплоть до Великого Четверга. Начиная с Великого Четверга и включая весь пасхальный период, Церковь предлагает нам преимущественно чтения из Нового Завета, чтобы мы ощутили всю силу Воскресения Христова и осознали его значение для жизни нашей Церкви.
Сошествие Святого Духа на апостолов – событие, о котором рассказывается в сегодняшнем евангельском чтении – мы особым образом будем вспоминать на 50-й день по Воскресении Христовом, в праздник Пятидесятницы. Но в течение всего периода от Пасхи до Пятидесятницы мы не раз услышим о том, как действие Святого Духа проявлялось в жизни раннехристианской Церкви. И ныне Святой Дух действует в Церкви с той же полнотой и интенсивностью, с какой Он действовал с первых недель, месяцев и лет ее бытия.
Будем прославлять Воскресшего Спасителя и стремиться быть достойными учениками и ученицами Господа нашего Иисуса Христа. Будем просить Сына Божия, чтобы открыл наши глаза, подобно тому, как Он открыл их двум ученикам, шедшим в Эммаус, и чтобы наполнил нас благодатью Святого Духа, как Он наполнил Своих учеников и апостолов. Аминь.
Христос Воскресе!»
Служба коммуникации ОВЦС