Print This Post

12 июля 2016 года, в праздник святых славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию на московском Подворье Сербской Православной Церкви – в Петропавловском храме на Яузе.

Владыке Илариону сослужили архиепископ Чикагский и Среднеамериканский Петр (Русская Зарубежная Церковь), представитель Патриарха Сербского при Патриархе Московском и всея Руси епископ Моравичский Антоний, представитель Православной Церкви Чешских земель и Словакии при Патриархе Московском и всея Руси архимандрит Серафим (Шемятовский), настоятель Сампсониевского собора Санкт-Петербурга архимандрит Серафим (Шкредь), заместитель председателя ОВЦС протоиерей Николай Балашов, настоятель храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах протоиерей Андрей Новиков, секретарь ОВЦС по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук,  клирики храма. Диаконский чин возглавил протодиакон Владимир Назаркин.

После сугубой ектении председатель ОВЦС вознес молитву о мире на Украине.

По окончании Литургии был совершен крестный ход, по окончании которого настоятель Подворья Сербской Церкви епископ Моравичский Антоний приветствовал митрополита Илариона, отметив, в частности: «Многие литургисты пишут, что престольный праздник – это малая Пасха. Вы сегодня разделяете с нами эту радость. Своими трудами, богословскими мнениями, учебниками, проповедями Вы просвещаете не только русский народ, но и зарубежье, потому что Ваши книги, Ваши проповеди переводятся на многие языки мира».

Владыка Антоний передал митрополиту Волоколамскому Илариону  сердечные поздравления от Святейшего Патриарха Сербского Иринея. «Он просил меня передать низкий поклон Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу, под чьим омофором мы все здесь, в России, совершаем служение», – продолжил настоятель Подворья.

На молитвенную память епископ Моравичский Антоний преподнес председателю Отдела внешних церковных связей образ Святой Троицы.

В ответном слове митрополит Волоколамский Иларион сказал:

«Ваше Высокопреосвященство,
Ваше Преосвященство,
дорогие отцы, братья и сестры!

От имени Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, по чьему благословению я сегодня совершил здесь Божественную литургию, хотел бы поздравить всех вас с престольным праздником сего святого храма – днем памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла.

В своем приветственном слове Вы, Ваше Преосвященство, напомнили о Пасхе Христовой. Пасха является главным христианским праздником, и она бросает свой отсвет на все празднования, которые мы совершаем в течение церковного года. От Пасхи до Пятидесятницы мы живем радостью о Святом Духе, Который наполняет наши сердца и помогает нам на жизненном пути, а от Пятидесятницы и дальше мы видим, как Дух Святой – Утешитель, Которого Господь обещал Своим ученикам и ниспослал им – проявляет Себя в жизни Святой Церкви. Если в пасхальный период читаются Деяния святых апостолов, которые рассказывают нам о трудах святых апостолов Петра и Павла, то в период после Пятидесятницы мы начинаем читать апостольские послания, из которых узнаём, как Дух Святой таинственным и непостижимым образом умудрял и просвещал их для созидания Церкви, основанной Господом Иисусом Христом.

В Символе веры мы исповедуем свою веру в Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Хотя основателем Вселенской Церкви является Господь наш Иисус Христос, основателями многих местных Церквей были святые апостолы. И то преемство рукоположения, которое дошло до нынешних епископов, мы называем апостольским преемством, помня, что непрерывная цепь рукоположения от самих святых апостолов дошла до нас. И мы называем Церковь Апостольской, потому что она свято сохраняет учение апостолов, которое было не их собственным учением, но учением Господа Иисуса Христа.

Читая евангельские повествования, мы видим, как часто ученики не понимали, что говорил Господь Иисус Христос. Когда Спаситель произносил притчи, они спрашивали: «Для чего притчами говоришь им?» (Мф. 13. 10), просили объяснить значение той или иной притчи. Когда Христос общался с народом или с фарисеями, ученики зачастую не могли понять смысла услышанных слов, переспрашивали Его, а иной раз и не делали этого, потому что боялись спросить. И даже когда Иисус Христос воскрес, они задавали Ему глупые вопросы: «Не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?» (Деян. 1. 6), как будто все, что совершилось на их глазах: страдания Господа, Его смерть и Его славное воскресение, было только для того, чтобы восстановить Израильское царство, освободить этот маленький клочок земли от римского владычества. А Господь пришел не для того, чтобы где-то в конкретном месте земли установить Свою власть, но для того, чтобы покорить всю землю – не военной силой, не могуществом, а силой Своего слова, которое дошло до нас через святых апостолов, ибо именно они донесли до нас то, чему учил Господь Иисус Христос.

Сегодня мы прославляем тех, кто особенно потрудился во благовестии Христовом. Мы празднуем память того, кого Сам Господь избрал на апостольское служение и поставил фактическим главой Своей общины еще при Своей жизни. Ибо, как мы слышали сегодня в евангельском чтении, ему, а не кому другому, Спаситель сказал: «Ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф. 16. 18-19). О том, что будет связано и что будет разрешено на небе и на земле, Христос потом сказал и другим апостолам (см. Мф. 18. 18), но вот слова «ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою», услышал только один святой апостол, и после того, как Господь воскрес и вознесся на небо, Петр понимал, что на нем, прежде всего, лежит ответственность за сохранение апостольской общины.

Поэтому в день Пятидесятницы именно Петр, а не кто другой, обратился к народу после того, как огненные языки сошли на всех апостолов, и сказал людям, что для того, чтобы спастись, нужно уверовать в Иисуса Христа, Сына Божия. И тогда, как повествует книга Деяний апостольских, в один день приложилось к Церкви три тысячи новых членов, а всего-то после смерти и воскресения Спасителя оставалась община числом около ста двадцати человек.

Со дня Святой Пятидесятницы началось победное шествие Церкви Христовой по миру. Сначала три тысячи, потом еще три, а потом миллионами начали присоединяться люди к Церкви. И очень важную роль в этом сыграл другой апостол, чью память мы сегодня также празднуем. Павел не был ни из числа двенадцати, ни из числа семидесяти апостолов. Во время земной жизни Господа Иисуса Христа он не только не являлся последователем Спасителя, но был Его врагом, был гонителем Церкви, но Господь призвал его и сделал Своим апостолом. И Павлу суждено было более других потрудиться во благовестии Христовом.

Господь призвал его для того, чтобы в своих посланиях апостол Павел изложил суть богословского учения Церкви. Может быть, другие апостолы не могли этого сделать – по крайней мере, так, как  сделал он. И неслучайно именно богословие святого апостола Павла легло в основу церковного догматического богословия, которые и ныне составляет основу нашей Церкви. И неслучайно именно те слова, которые апостол Павел впервые нашел, чтобы сказать людям о Христе как Спасителе мира, как Первосвященнике, как Жертве, принесенной за грех, и сегодня звучат в нашем богослужении. И когда мы читаем молитвы святой Евхаристии на Литургии Иоанна Златоуста, особенно же на Литургии Василия Великого, мы слышим, что вся ткань этих молитв соткана из формулировок, которые первым использовал святой апостол Павел.

Мы прославляем этих двух апостолов как столпов нашей Святой Церкви. Помня, что, как сказал апостол Петр, краеугольным камнем Церкви является Сам Христос, а здание Церкви созидается из всех нас и из каждого из нас, мы славим святых апостолов как тех, кто первым пошел по узкому и тернистому пути, следовать которым нам заповедал Господь.

Будем в этот праздничный и торжественный день молиться святым славным и всехвальным первоверховным апостолам Петру и Павлу, чтобы они помогли нам сохранить апостольскую веру, приобрести и всегда иметь в себе апостольскую ревность. Будем молиться о том, чтобы и мы в наши дни, когда, как две тысячи лет назад, мир жаждет слова Божия, были облечены той силой свыше, той благодатью Святого Духа, которая помогает каждому христианину нести возложенное на него служение. Аминь».

Служба коммуникации ОВЦС